“Еще в юности я понял, что мне нужны две вещи, — рассказывает Вутилайнен. — Я хотел делать что-то своими руками и стремился к независимости”. У него ушло шестнадцать лет на то, чтобы научиться “делать что-то своими руками”, а “независимость” он обрел четыре года тому назад.
Вутилайнену было двадцать два, когда он поступил в часовую школу в Тапиола, пригороде Хельсинки. Здесь он нашел свое призвание и “впервые в жизни с удовольствием ходил на занятия”. Получив диплом, молодой часовщик год работал в сфере постпродажного обслуживания, где ему пришлось иметь дело с разными типами карманных часов и овладеть искусством реставрации. Однако он жаждал большего, и в 1988-м поступил в Wostep — швейцарский центр повышения квалификации часовых мастеров. Вутилайнен выбрал курс “Сложные часы”.
Вернувшись в родную Финляндию, мастер открыл независимую мастерскую. Дела шли хорошо, он “отремонтировал кучу часов”. Но прежде всего Кари “научился организовывать самого себя”.
“Врата мечты”
В 1990 году Вутилайнену представилась возможность, которая определила его судьбу. Мастера нанял Мишель Пармиджиани, который в то время в основном занимался реставрацией часов. Молодому Вутилайнену открылись “врата мечты”: “Представьте себе, я смог отреставрировать одиннадцать великолепных турбийонов, которые были созданы для участия в астрономических состязаниях того времени. Для молодого часовщика это настоящая победа”.
Почти десять лет Вутилайнен совершенствовал свое мастерство. Между тем Мишель Пармиджиани стал быстро менять направление деятельности. “Мишель начал выпускать вечные календари, минутные репетиры, дополнительные механизмы, особые часы…”
У Пармиджиани Вутилайнен встретил человека, который изменил его жизнь. Это был Шарль Мейлан, пенсионер, ставший главным мастером мануфактуры Пармиджиани. Мейлан, который в 30-е годы ходил в часовую школу в Вале де Жу, обладал огромными знаниями и стал для Вутилайнена Мастером с большой буквы. “Он открыл мне все двери, поделился секретами, передав колоссальный объем знаний, — говорит Вутилайнен. — Мало-помалу я стал совершенно свободно обращаться с наиболее сложными часами, используя при этом самые традиционные методы”.
Затем, в 1999-м, из Wostep поступило предложение стать инструктором отделения механических часов. Кари его принял и преподавал до 2002-го, пока окончательно не решил создать собственную независимую мастерскую.
Voutilainen Masterpiece 6
Voutilainen Masterpiece 7
Voutilainen Masterpiece Chronograph
Независимость
Вутилайнен и его семья переехали в Мотье. Именно в этих местах расположились мануфактуры Parmigiani, Vaucher, принадлежащая Chopard L.U.C, Piaget, недавно основанная мануфактура Val Fleurier и мастерские Bovet. К Кари стали быстро поступать крупные заказы на изготовление механизмов и прототипов, но думал он уже о другом. Его мечтой стало создание собственного механизма.
В 2003-м Кари решился поставить все на карту и спустя два года на Базельской выставке впервые представил свое произведение на стенде Академии независимых часовщиков. И произвел фурор. Его минутный репетир обладал уникальной особенностью: он отбивал часы и минуты, однако вместо обычных четвертей часа отбивал каждые десять минут! Часовщик поясняет: “Такой бой гораздо легче воспринимается теми, кто привык к десятичной системе”.
Свой первый минутный репетир с индикатором резерва хода Кари разработал, руководствуясь только древним наброском. Он переработал механизм, добившись высокого уровня качества и необычной ручной отделки. Впрочем, самое большое впечатление произвела исключительная чистота звука гонга. Вутилайнен говорит, что с корпусом ему помогал приятель Гидеон Левингстон, золотых дел мастер, работающий традиционным способом и исключительно вручную. “В Швейцарии такого уже больше никто не делает”, — говорит часовщик. Вместо того чтобы использовать самый мягкий материал, как это делают производители массовой продукции, “Гидеон начинает с тонкого листа золота, которому вручную придает форму корпуса часов, используя напряжение самого материала. Именно оно превращает корпус часов в настоящий резонатор. При массовом производстве “нервы” металла удаляются”.
Вторые часы Вутилайнена также снабжены десятичным репетиром, но имеют второй часовой пояс, настройка которого осуществляется простым нажатием на заводную головку. Часы изготовлены из белого золота, отличаются классическим дизайном, а задняя крышка корпуса украшена великолепно выгравированным изображением семи муз.
Хронограф, соединивший в себе XVIII и XXI столетия
В настоящий момент Кари Вутилайнен готовится к выпуску третьего минутного репетира с дополнительными сложными устройствами, но одновременно начал производство серии хронографов, полностью спроектированных в его мастерской. Он сам изготовил корпус из белого золота, золотой циферблат и стрелки из золота и стали. “Прежде всего это элегантные классические часы, которые также выполняют функции хронометра”, — говорит Вутилайнен.
Модель выдержана в строжайшем классическом духе: циферблат для часовой и минутной стрелок расположен на метке “6 часов”, секундный циферблат — на “11 часов”, а минутный счетчик — на “3 часа”. Все циферблаты изящно гильошированы. Отделка также выше всяких похвал: полировка стрелок и зенкование мостов, пружин, рычагов и колонного колеса… Но более всего поражает следующий факт: часы созданы исключительно способом XVIII века, однако при этом снабжены революционной балансовой пружиной CarbontimeTM
CarbontimeTM
Разработанная тем же Гидеоном Левингстоном, она потребовала шести лет упорной работы, математического анализа и использования самых современных материалов. Изначально ставилась задача сделать ее антимагнитной и не реагирующей на перепады температур, что гарантировало точность работы.
CarbontimeTM
Левингстон добился поставленной цели, вставив пружину из композитного углеродного волокна в очень тонкий баланс в форме кварцевого диска. Плотность этого прозрачного диска очень мала, и, чтобы добиться требующихся частоты и амплитуды, его утяжелили маленькими кольцами из тантала и золота. Кольца присоединены к изогнутым полоскам, которые в случае необходимости термической компенсации сжимаются, тем самым уменьшая инерцию.
Итак, речь идет об использовании самых передовых технологий в часах, разработанных и произведенных самым традиционным способом. Мастер Кари Вутилайнен сделал грандиозный вклад в часовое искусство. Он не удовлетворяется воспроизведением чудес прошлых веков — он активно пролагает дорогу в будущее.
Источник: журнал Europa Star август-сентябрь 2006