features


Классика атакует, “НЛО” отступает

English
Март 2011


17 января, во время открытия выставки SIHH, группа Richemont опубликовала итоги последнего квартала 2010 года. Рост объемов продаж при фиксированном валютном курсе составил 23% (и 33% в местной валюте), обеспечив группе оборот в 2,107 млрд евро. Главы марок довольно потирали руки в ожидании постоянных клиентов. “Элементы языка коммуникации” были тщательно подобраны, а коллекции служили живой иллюстрацией строго подобранных максим: “строгость, классицизм и тонкость” стали ключевыми словами этого года.

Классика атакует, “НЛО” отступает

Однако приверженцам мачо-стиля, мечтающим об “НЛО” на запястье, или любителям гламурных вещиц нечего волноваться. Марки всегда будут предлагать модели на любой вкус, и, несмотря на сегодняшнее наступление неоклассики, поклонники других стилей без проблем найдут достойные часы для своего мужественного запястья.
Если же вам все-таки не посчастливилось отыскать подходящую модель на стендах 19 марок-участниц SIHH, вы всегда можете скользнуть в один из лимузинов, стоящих наготове в прилегающих вестибюлях в ожидании посетителей, чтобы отвезти их в приватные номера отелей на набережной или на GTE, выставку независимых марок.
Как ни парадоксально, вопреки всем усилиям SIHH, проходящие параллельно с ней выставки с каждым годом приобретают все больший вес. Все больше марок собираются вместе за стенами этого флагмана часовой индустрии, чтобы продемонстрировать свою продукцию. Swatch Group в этом году трудно было не заметить благодаря двум выставкам — Jaquet Droz и Breguet, с мировой премьерой модели Type XXII, частота колебаний которой составляет 10 Гц, т. е. 72 000 пк/ч. Не менее громко заявили о себе и LVMH с TAG Heuer, представившие в эффектном сопровождении великолепных гоночных автомобилей другую мировую премьеру, TAG Heuer Carrera Mikrograph, хронограф с колонным колесом, показывающий время с точностью до 1/100 секунды. Zenith во всем великолепии своего возрождения выбрала местом проведения своей выставки отель Kempinski, а Hublot обосновалась на противоположном берегу озера, в гостинице Métropole.
Группа Franck Muller провела торжественную церемонию World Presentation of Haute Horlogerie (“Мировое представление высокого часового искусства”) у себя в офисе в Женто, пригороде Женевы. Собственные выставки организовали и целый ряд влиятельных независимых марок, в том числе и Corum, которая воспользовалась случаем подчеркнуть связь между своими новыми коллекциями. Да и все женевские марки пытались заполучить влиятельных ретейлеров отрасли в гости. Не стоит забывать и о марках элитного дивизиона, демонстрировавших свою продукцию на берегах Женевского озера: De Bethune, Christophe Claret, Jean Dunand, Urwerk, Bovet, Antoine Preziuso, DeLaneau и deLaCour — вот лишь некоторые имена из более чем сотни марок, посетивших Женеву во время этой бурной недели.
Учитывая кипящую деятельность за своими стенами, SIHH попыталась устранить или, во всяком случае, по возможности минимизировать риски потери посетителей и прибыли. В этом году Салон проявил гораздо большую строгость при отборе приглашенных, предъявляя более четкие требования к заинтересованным лицам, что вполне объяснимо, ведь за перелет, проживание и развлечение гостей платили марки-участницы выставки.

Верность принципам
Давайте прежде всего заглянем в залы SIHH. Салон с религиозным пылом придерживался канонов неоклассицизма и строгой “низкокалорийной диеты”, энергично продвигаемой в массы. Размеры уменьшились, декоративные излишества исчезли, а циферблаты стали более строгими. Однако в общем стремлении избавиться от всего лишнего наиболее преуспели марки, никогда и не страдавшие чрезмерностью. В этой категории приз достается Piaget — верность марки своим идеалам и самой своей сути наконец была по достоинству вознаграждена. “Ультраплоский силуэт — это наша религия”, — подтвердил глава марки Филипп Леопольд-Метцгер, с радостью отметивший, что марке не пришлось подстраиваться под веяния моды, а мода сама достигла философии марки.
Piaget представила впечатляющий ассортимент из 64-х новых моделей. Не стоит забывать и о коллекции, созданной в честь китайского Нового года. Марка отлично понимает, как важно удовлетворять запросы основного рынка. Ей не пришлось изменять своей сути, чтобы продемонстрировать восхитительную элегантность коллекции Altiplano. Годом рождения этой “часовой семьи” стал 1957-й, когда впервые появился 2-миллиметровый Calibre 9P, за которым в 60-х последовала автоматическая версия Calibre 12P, самый тонкий в мире механизм с автоподзаводом. Кстати говоря, из 29 калибров, созданных Piaget, 17 являются ультратонкими. И Метцгер с полным правом может петь дифирамбы мастерству марки в этой области, вновь вышедшей на центральные позиции в отрасли. Именно поэтому он уверен, что марку ожидает “успешный год и стремительный рост продаж, особенно в странах Азии”.
Сохранив общую тонкость коллекции, марка теперь предлагает модели Altiplano в трех размерах: 38, 40 и 43 мм. Различные циферблаты семьи Altiplano являются воплощением требовательного мастерства марки, квинтэссенцией читаемости показателей: узкие длинные стрелки, маленькая секундная стрелка, чередующиеся одинарные и двойные вытянутые индексы на впечатляющих своей простотой циферблатах. Даже в моделях с полностью инкрустированным циферблатом в технике pavé — Piaget все-таки остается ювелирным домом — Altiplano удается передать дух роскошной простоты.
Помимо этого, новый калибр стал доказательством того, что специализация Piaget на тонких механизмах — не пустые слова. 5,5-миллиметровый калибр 1270Р, состоящий из 200 частей, вполне может претендовать на звание самого плоского турбийона в мире. Созданный на основе двух механизмов — 1208Р (подарившего ему автоматическую систему завода с микроротором, ставшим одним из хитов Салона, и систему коррекции времени) и 600Р (спуск турбийона, каретка которого весит лишь 0,2 г), калибр 11270Р удивляет своей “подушкообразной” формой, созданной специально под корпус. Благодаря симбиозу формы механизма и корпуса дизайнеры Piaget, изменившие архитектуру и расположение элементов механизма (поместив микроротор, барабан и регулятор со стороны циферблата), смогли создать потрясающие часы высотой всего лишь 10,4 мм. Под циферблатом из сапфирового стекла с нанесенным лазером “солнечным” узором взгляду открываются рабочие функции. В задней крышке корпуса имеются два отверстия — сквозь одно можно рассмотреть заднюю часть турбийона, а в другом находится индикатор запаса хода.

Классика атакует, “НЛО” отступает ULTRA-THIN TOURBILLON и ALTIPLANO от Piaget

Самые красивые часы сезона
Другая марка, никогда не изменявшая принципам неоклассицизма — Vacheron Constantin. Помимо своих простых моделей, она представила часы, которым стоит присудить титул самых красивых часов женевской недели. Речь идет о Patrimony Traditionnelle World Time. Это первые наручные часы, показывающие время в 37-ми часовых поясах разных стран в течение года. Среди них 13 получасовых и четвертьчасовых поясов, например, для Катманду в Непале. (Всего в мире 43 часовых пояса, шесть из которых действуют лишь в зимнее или летнее время, на Северном и Южном полюсах.) Индикатор времени суток представляет собой не традиционное окошко, а совершающий обороты над картой мира диск из сапфирового стекла, половина которого тонирована. Такая поэтично-практичная индикация извещает владельца часов о приходе ночи, указывая при этом, в какой фазе находится ночь в другой части света. Третьей особенностью часов является легкость регулировки функций при помощи заводной головки, что придает 42,5-миллиметровому корпусу из розового золота очарование классики. В действие Patrimony Traditionnelle World Time приводит новый автоматический калибр 2460WT диаметром 8,10 мм, состоящий и 255-ти компонентов, в том числе ротора на керамических подшипниках. Калибр имеет 40-часовой запас хода и отмечен Женевским клеймом. Модель обладает еще одним, точно рассчитанным преимуществом — ценой в 28 900 евро. Сомнений быть не может, Patrimony Traditionnelle World Time суждено стать Часами года.
Помимо этого, в рамках коллекции Patrimony Contemporaine Vacheron Constantin представила очаровательный Perpetual Calendar чистой формы, с отличной читаемостью показателей, оснащенный калибром 1120 QP диаметром 4,05 мм, один из самых тонких вечных календарей в мире. Марка также акцентировала внимание на своей серии персонализированных часов Quai de I’lle, впервые представленной в 2008 году, добавив к ней циферблаты с чередующимся вертикальным сатинированием и матовой отделкой, а также новый механизм с вечным календарем и ретроградным указателем даты. Покупателю предоставляется возможность самому “создать” понравившуюся модель из более чем 700 различных вариантов и комбинаций. И наконец, Vacheron Constantin пересмотрела свою модель 1954 года. Aronde, облаченная в более крупный корпус, получила мягкие изгибы “ласточкиного крыла”.

Классика атакует, “НЛО” отступает PATRIMONY TRADITIONNELLE WORLD TIME и PERPETUAL CALENDAR от Vacheron Constantin

Итальяно-американская ностальгия
Тоска по dolce vita 50-х годов прошлого века окрасила в светлые тона премьеру новой коллекции Portofino от IWC. Мануфактура из Шаффхаузена сделала ставку на возрождение классической коллекции 1953 года. Выставочный стенд IWC напоминал декорации фильма о маленьком, но исключительно аристократичном городке, подарившем название коллекции. На грандиозном суаре “Ночь в Портофино” можно было насладиться итальянскими блюдами и компанией целой плеяды звезд (среди которых были Кейт Бланшетт, Кевин Спейси, Жан Рено, Зинедин Зидан и многие другие). Этот впечатляющий прием был приурочен к выпуску полностью обновленной и дополненной коллекции, состоящей из самых разнообразных моделей — от простой трехстрелочной модели с автоподзаводом, указателем даты и калибром 35111 (Sellita Calibre SW300), предлагаемой по цене около 3500 евро, до модели ручного завода с индикатором запаса хода и мануфактурным калибром IWC Calibre 59210 с большим барабаном, обеспечивающим девятидневный запас хода. В среднем ценовом сегменте представлен хронограф с указателем даты и дня недели, а также модель Dual Time, оснащенная новым мануфактурным калибром с двумя барабанами и запасом хода в 72 часа. Эту коллекцию в круглых элегантных корпусах дополняют кожаные ремешки (от известного итальянского модного дома Santoni для моделей со вторым часовым поясом и ручным заводом) или гибкие красивые браслеты миланского плетения.

Классика атакует, “НЛО” отступает PORTOFINO DUAL TIME от IWC

Коммерческая по сути своей кампания IWC напоминала кампанию Baume & Mercier. Стенд этой марки, которую возглавил Ален Циммерманн, поклонник ярких историй, работавший в свое время с Cartier и IWC, своим декором также напоминал павильон киностудии, где снимался фильм о жизни в Хэмптоне. При взгляде на стенд Baume & Mercier на ум приходила Америка времен Кеннеди. Изображения милых парочек и славных детишек, барбекю у подножия дюн, элегантные интерьеры светлого дерева… “Жизнь состоит из моментов” — под таким девизом началась новая кампания и перезапуск марки. Сегодня она позиционирует себя в категории “элегантность по правильной цене”— от 2000 до 4000 евро.
Модель с сильными ностальгическими нотами, ставшая символом возрождения марки — это хронограф с функцией flyback Capeland, созданный под влиянием часов 1948 года. Форма модели, напоминающая отполированную волнами гальку, короткие ушки, арабские цифры, телеметрическая и тахометрическая шкала, стиль 50-х обеспечили успех этим часам, ставшим символом возрождения, к которому так стремится Baume & Mercier. Модель, оснащенная калибром Bi-Compax с автоподзаводом от Lajoux-Perret, предлагается в корпусе из стали или розового золота на черном ремешке из крокодиловой кожи. Ей присуще восхитительное очарование классики, что отлично отображает настроения на SIHH-2011.

Классика атакует, “НЛО” отступает CAPELAND FLYBACK CHRONOGRAPH от Baume & Mercier

Веселые немцы
Совершенно иной подход продемонстрировала марка A. Lange & Söhne. По-видимому, не достигнув желаемых объемов продаж, Фабиану Кроне в сентябре 2009 года пришлось уступить свою должность Жерому Ламберу, главе Jaeger-LeCoutlre, на время возглавившему марку, чтобы вернуть ее на былые позиции. Однако судя по предложенным продуктам, марка осталась верной своим стандартам. Стоит вспомнить модель с весьма интересным цифровым отображением времени, получившую название Lange Zeitwerk.
И сегодня, под руководством нового исполнительного директора Вильгельма Шмида, в свое время работавшего в коммерческом и маркетинговом подразделении BMW, A. Lange & Söhne не отклоняется от заданного курса, добавив легкой игривости своему особому виду часового мастерства, остающегося немецким и ортодоксальным. К тому же, мануфактура, кажется, серьезно увеличила темпы роста. Из сорока механизмов, созданных с 1994-го, за последние два года были выпущены 11, при этом пять — совершенно новые механизмы для коллекций 2010-2011 годов, представленные на SIHH в шести новых моделях. Из них особо стоит отметить Richard Lange Tourbillon Pour le Mérite с завораживающим циферблатом. Новый турбийон Pour le Mérite с великолепным циферблатом, разделенным на три круга для отображения минут, часов и секунд, оснащен фузейно-цепной передачей, служащей для передачи энергии. Модель, на создание которой часовщиков вдохновили карманные часы Йохана Хайнриха Зайферта, скрывает механизм, столь же оригинальный, сколь неожиданный. Турбийон открыт не полностью — часть его закрывает часовой циферблат. Однако эта часть исчезает, стоит часовой стрелке достичь метки “12 часов”, и перед взором предстает традиционно великолепная отделка каретки турбийона и механизма. Когда стрелка достигает “6-ти часов”, сегмент циферблата становится на место. Другая достойная упоминания модель — это новые Lange Zeitwerk Striking Time. Как становится ясно из названия, эти часы отбивают при помощи открытых взгляду молоточков и гонгов часы и четверти часа. A. Lange & Söhne также значительно увеличила коллекцию Saxonia за счет нового, более тонкого, механизма с автоподзаводом и версий с ручным заводом, вторым часовым поясом и, как дань последней моде, модели Saxonia Thin с механизмом высотой 2,87 мм, помещенным в корпус высотой 5,9 мм.

Классика атакует, “НЛО” отступает RICHARD LANGE TOURBILLON POUR LE MÉRITE и LANGE ZEITWERK STRIKING TIME от A. Lange & Söhne

На грани политкорректности
Еще одна марка из группы Richemont пережила смену руководства — сейчас Roger Dubuis возглавил Джордж Керн, по совместительству еще и глава IWC. Керн начал возрождение марки с полного пересмотра коллекций. В 2011 году будет сделан первый шаг для реализации этой идеи, которая, помимо использования профессионального мастерства марки в области механизмов (речь идет о 30 механизмах, созданных за последние 15 лет, вертикализации производства, в том числе изготовлении пружин и спусков, хотя доступ на мануфактуру, специализирующуюся на пружинах, пока запрещен), подразумевает стилистическое укрощение и переориентацию на новую аудиторию.
Roger Dubuis впредь будет считаться “несколько экстравагантной” маркой, особо не переживающей по поводу собственной “дерзости” или заигрываний с “темной стороной” существования. “Темная сторона” стала также темой новой коллекции La Monégasque, вызывающей ассоциации с казино и риском. Коллекции марки с высокими усложнениями напоминают о мире воинов и самураев, а дамские модели пробуждают мысли о роковых женщинах. И наконец, мир “авантюристов и воров” вдохновил мастеров Roger Dubuis на создание коллекции спортивных часов, которая будет представлена на суд общественности в 2012 году.
Не боясь идти по тонкой грани политкорректности, Roger Dubuis, тем не менее, гораздо более сдержана в своих продуктах, чем в коммуникации. Отличным примером тому служит коллекция La Monégasque. Оставаясь несколько чрезмерным (как, например, в модели La Monégasque Club с кожаным ремешком и циферблатом, вырезанным из черепахового панциря, напоминающей о мужском клубе Chesterfield), новый стиль Roger Dubuis приобрел некую элегантность. Пусть и не погрузившись с головой в минимализм, марка перешла к более тонким корпусам, пересмотрела пропорции и избавилась от избыточных элементов. Сегодня ее часы обрели более элегантную гармонию. Сорок моделей составляют сердце предложения марки в ценовом диапазоне от 12 000 до 70 000 швейцарских франков. Среди них найдутся хронографы с автоподзаводом, другие полезные усложнения, ограниченные серии и модели линии Millésimes, демонстрирующие механическое мастерство Roger Dubuis и способность работать на заказ. Roger Dubuis уделяет самое пристальное внимание механизму, прилагая немало усилий, чтобы обеспечить надежность, контроль, соответствие стандартам и рационализацию своего абсолютно независимого производства калибров, каждый из которых отмечен Женевским клеймом. Кроме того, марка разработала 30 калибров за 15 лет — слишком быстрый темп, ставящий под сомнение их качество в долгосрочной перспективе. Новый базовый калибр, на основе которого появилась целая семья механизмов, получил название RD680. Этот автоматический калибр (13’’’) с микроротором был подвергнут полной модификации с точки зрения дизайна и изготовления. По словам Грегори Бруттена, возглавляющего отдел разработки механизмов, эти изменения привели к “улучшению” четырех усложнений: двойного турбийона, хронографа с функцией flyback, вечного календаря и скелетонизированного турбийона.

Классика атакует, “НЛО” отступает LA MONÉGASQUE и механизм RD680 от Roger Dubuis

Право называться маркой Haute Horlogerie
Cartier в этом году основной акцент сделала на haute joaillerie и Métiers d’art в рамках восхитительной коллекции Cartier d’Art, в которую вошли модели с циферблатами, украшенными мозаикой, перегородчатой эмалью plique-à-jour paillonné, маркетри, перламутром, горячей выемчатой эмалью grand feu champlevé. Что же касается мужских моделей Haute Horlogerie, команда во главе с Кароль Форестье не оставляет попыток утвердить позиции Cartier в этом секторе. С этой целью были представлены четыре новых механизма, которые приводят в действие модели Rotonde Astrorégulateur, Multifuseaux Calibre, скелетонизированный “парящий” турбийон Pasha и Astrotourbillon Calibre. Глядя на Astrorégulateur особенно ясно начинаешь осознавать масштабы амбиций Cartier в этой области. Модель эта представляет собой альтернативу традиционному турбийону, спусковая клеть которого проходит все возможные центры тяжести только в вертикальном положении, что позитивно сказывается на точности хода. Часовщики Cartier использовали совершенно уникальный подход при разработке этой оригинальной системы компенсации негативного воздействия силы тяжести. Они поместили спусковой механизм, баланс и маятник непосредственно на ротор, который в вертикальном положении при любом положении часов возвращается в исходное положение, обеспечивая единый центры тяжести, что позволяет часовому мастеру регулировать баланс в этом уникальном положении. К тому же благодаря двум дифференциалам разные скорости, которые передаются ротору от движения руки, переходят в постоянную скорость. Это обеспечивает бесперебойную работу маятника, совершающего движение вместе с микроротором, груз которого выполнен из платины. Механизм помещен в сверхлегкий корпус из сплава ниобия и титана с великолепной отделкой (основная платина украшена зернением, мосты со снятыми фасками покрыты узором Côtes de Genève ). Выдержанный на сто процентов в стиле Cartier — два наложенных друг на друга циферблата, декалькированные римские цифры, монохромные серо-грифельно-серебристые тона — Astrorégulateur защищен четырьмя патентами и, по словам руководства марки, свидетельствует о “всестороннем участии Cartier в развитии Высокого часового искусства”. Другой пример — инновационная модель Multifuseaux с расположенным сбоку указателем второго часового пояса.

Классика атакует, “НЛО” отступает ROTONDE ASTRORÉGULATEUR и MULTIFUSEAUX CALIBRE от Cartier

Классицизм независимых марок на SIHH
Независимые марки, участвовавшие в SIHH, попали под влияние тех же тенденций. Классика, минимализм и ретро-настроения особенно явственно чувствовались в коллекциях Girard-Perregaux и Parmigiani, несколько винтажных в случае последней. Parmigiani представила новую коллекцию Tonda 1950, название которой говорит само за себя. Это первые ультратонкие классические часы, выпущенные мануфактурой, с часовой, минутной и маленькой секундной стрелками, а также новым механизмом с автоподзаводом PF 701 (2,6 мм/13 ¼’’’). Модель с 42-часовым запасом хода имеет смещенный от центра ротор — ставший, судя по всему, модной “фишкой” этого сезона — и помещена в элегантный корпус высотой 7,80 мм и 39 мм в диаметре. С точки зрения дизайна все стилистические стандарты марки были соблюдены, даже характерная форма фирменных ушек Parmigiani. И, как всегда, отделка поражает воображение: нейзильберовая платина подвергается пескоструйной обработке, зернению и покрывается родиевым покрытием; мосты с родиевым покрытием имеют скошенные вручную фаски; зубчатые колеса с обеих сторон украшают рифление, кольцевой узор и скошенные фаски. Помимо этого, Parmigiani (объемы производства которой в прошлом году составили 5 тыс. часов, а процесс вертикализации практически завершен благодаря открытию производственного комплекса в Мутье) представляет новую версию модели Bugatti Super Sport. В отличие от предыдущей модели, новый механизм имеет не поперечную, а вертикальную ось, сохранив при этом боковое отображение времени благодаря перпендикулярно расположенному часовому дисплею на двойных шестернях с конической системой передач. И наконец, Мишель Пармиджани лично занялся созданием модели (стоимостью 3,5 млн франков), которая обещает стать первой в своем роде — речь идет о настольных часах с календарем Хиджры с циклом в 30 лет.

Классика атакует, “НЛО” отступает TONDA 1950 и BUGATTI SUPER SPORT от Parmigiani

Как известно, Girard-Perregaux пережила трагичный год, потеряв своего лидера, Джино Макалузо. Его сыновья, Стефано и Массимо, при поддержке матери приняли бразды правления группой Sowind, в которую также входит JeanRichard.
Несомненно, именно эти печальные обстоятельства и являются причиной того, что Girard-Perregaux представила ограниченное количество новых моделей на SIHH. В основном это были классические модели или часы, созданные в честь определенного события, как, например, очень красивый турбийон с чистыми строгими линиями под названием GP 1966 Tourbillon Anniversary с элегантным мостом, имеющим великолепные закругленные спицы. Еще одной данью часам 1966 года стала новая модель с исключительно чистым силуэтом Small Seconds, которая благодаря своему эмалевому циферблату и стрелкам в “железнодорожном” стиле вполне заслуживает звание одной из самых красивых классических моделей сезона. Новый взгляд на прошлое представляют также две других модели Vintage 1945 со знаменитым прямоугольным корпусом в стиле ар-деко — XXL (хотя ее размеры и составляют “всего лишь” 32,25 х 36,20 мм) и Lady с корпусом, инкрустированным 70-ю бриллиантами. Что касается женских моделей, вышла новая версия Cat’s Eye с маленькой секундной стрелкой.

Классика атакует, “НЛО” отступает GP 1966 TOURBILLON ANNIVERSARY и VINTAGE 1945 от Girard-Perregaux

Два столпа
Новые модели Audemars Piguet, которая в 2010 году выпустила 25 тыс. часов, разделены между двумя столпами марки, коллекциями Haute Horlogerie и Royal Oak. Мануфактура из Ле-Брассю представила обновленную и расширенную коллекцию Jules Audemars. В нее вошли версия с автоподзаводом, указателем даты и расположенной по центру секундной стрелкой; модель Exra-Thin в корпусе диаметром 28,40 мм, оснащенная одним из самых тонких механизмов на рынке, мануфактурным Calibre 2120, Petites Secondes, Dual Time и Moon-Phase Calendar. Благодаря такому широкому выбору 560 торговых точек марки смогут удовлетворить требования поклонников неброской классики.
Самой заметной новинкой марки стала модель Millenary 4101, оснащенная новым калибром овальной формы, созданным специально под корпус. Самое интересное, что пришлось развернуть объемную конструкцию, чтобы владелец часов смог наблюдать механическое движение прямо на передней части корпуса. А это требовало полного соответствия между архитектурой механизма и дизайном корпуса. Внимание привлекает регулятор. Расположенный у метки “9 часов”, он обладает балансом с переменной инерцией и восемью грузами, а палеты и спусковое колесо отлично видно сквозь отверстие, открывающееся прямо вглубь механизма. Мосты и отделка механизма подчеркивают его объемность. В заднюю часть корпуса помещен смещенный от центра ротор с реверсивным устройством на керамических шарикоподшипниках. Эти восхитительные часы гармонично сочетают в себе традиции классического часового мастерства и современный дизайн. Этот же постмодернистский баланс можно найти и в новой модели ручного завода Millenary Répétition Minutes (получившей благодаря двум барабанам запас хода в 165 часов, при этом третий барабан предназначен для минутного репетира), оснащенной фирменной спусковой системой марки. Регулятор калибра 2190 состоит из двух маятниковых пружин, сложенных в “сэндвич” и развернутых на 180 градусов, чтобы обеспечить автоматическую компенсацию любых возникающих с балансом проблем.

Классика атакует, “НЛО” отступает JULES AUDEMARS COLLECTION и MILLENARY 4101 от Audemars Piguet

Сам себе классика
Richard Mille не пыталась следовать зову обновленной классики, сосредоточившись на собственном понимании классицизма. Будучи экспертом в вопросах сочетания легкости с выносливостью, марка все же приняла решение уменьшить высоту калибров. В этом ключе Richard Mille представила новый ультратонкий калибр с автоподзаводом, RM 033, высотой 2,60 мм. Чтобы добиться такой тонкости, марка использовала эксцентрический, вращающийся в обоих направлениях платиновый микроротор. Выносливость изящным переплетающимся элементам этого скелетонизированного механизма обеспечивает титан 5-го класса с покрытием Titalyt или PVD (для мостов), из которого выполнены платина, мосты и мост баланса. Баланс с переменной инерцией, рифленые винты и керамическая заводная головка с двойным уплотнительным кольцом представляют собой другие составляющие этого характерного для Richard Mille хронометра.
Следуя ультратонкой тенденции, Richard Mille представила ультраплоский турбийон в прямоугольном корпусе RM 017 (в прошлом году выпущен в виде прототипа), пересмотренный и получивший платину и мосты из титана класса 5. На заводной головке можно видеть обозначения W (завод), N (нейтральное положение) и H (установка). Лишенный кольца механизм помещен непосредственно на “шасси” и крепится при помощи четырех титановых винтов и бесшумных блоков.
Но это лишь две из множества моделей, предложенных в этом году Richard Mille, среди которых RM 026, ювелирный турбийон, под сапфировым стеклом которого извиваются две объемных змейки из рубинов, изумрудов и бриллиантов на платине из черного оникса; RM 029, модель с автоподзаводом и крупным указателем даты в виде двух дисков, а также ротором с переменной геометрией (он состоит из двух регулируемых крыльев, принимающих шесть различных положений в зависимости от активности образа жизни владельца часов); RM 030, модель с автоподзаводом и ротором с переменной геометрией, который легко отсоединяется и совершает обороты независимо от механизма, помещенного на блок; RM 038, созданная для почти двухметрового гольфиста-левши Руббы Уотсона, известного своими мощными ударами. Вслед за знаменитым теннисистом Рафаэлем Надалем, Уотсон займется испытанием этого сверхвыносливого скелетонизированного турбийона из сплава магния и тантала в реальных условиях. “У меня немного рок-н-ролльный подход к созданию часов, — сознается Ришар Миль, — однако ко всему, что касается технической стороны, мы относимся очень серьезно. У нас постоянно ведется работа сразу над несколькими проектами. И это даже более интересно, ведь период эксплуатации часов сокращается, заставляя нас создавать все новые и новые модели. Но мы только рады этому”. Дела у марки, продавшей в 2010 году 2500 часов, идут отлично.

Классика атакует, “НЛО” отступает RM 033 и RM 017 от Richard Mille

Одни часы в год на мастера
Greubel Forsey явно ориентирована на сверхлюдей, ведь объемы ее производства, о непревзойденном качестве которого не нужно и говорить, ограничиваются вне зависимости от успешности года 100 экземплярами в год, над которыми трудятся около 100 мастеров. Таким образом, на одного мастера приходятся всего одни часы, благодаря чему Greubel Forsey бьет все мировые рекорды. Верная своей миссии, Greubel Forsey наводит на мысль о “возрождении” великой механической классики и “возвращении” (например, к турбийону во всем разнообразии его форм, таких как 30-градусный турбийон или двойной турбийон). Разработка и сертификация новых моделей у Greubel Forsey занимает немало времени, как случилось с моделью Invention Piece 2, состоящей из 594-х компонентов и созданной в честь Quadruple Tourbillon. Модель эта представляет собой два двойных турбийона, один из которых расположен под углом 30 градусов и совершает один оборот в минуту, а другой, развернутый, совершает полный оборот за четыре минуты. Соединяющий их сферический дифференциал уравнивает их работу. Учитывая такой уровень сложности, когда собственно показатели времени отступают на задний план, цена достигает 730 000 швейцарских франков за каждый из 11 экземпляров в платиновом корпусе и 750 000 за версию в корпусе из розового золота, также выпущенную в количестве 11 экземпляров. Другая удивительная модель, примечательная своей “гарантией” точности высочайшего уровня — Double Tourbillon 30° Technique в платиновом корпусе, оснащенная четырьмя коаксиальными линейными барабанами, которые обеспечивают 120-часовой запас хода при амплитуде колебаний в 120 градусов.

Классика атакует, “НЛО” отступает DOUBLE TOURBILLON 30º TECHNIQUE и INVENTION PIECE 2 от Greubel Forsey

Самая большая тайна
Другая независимая марка, на этот раз представившая свою продукцию за стенами SIHH, De Bethune, выделяется благодаря высокому техническому уровню и отменному дизайну своих моделей. Эта марка стала, пожалуй, самой большой тайной среди всех марок, появившися за последние десять лет. Чтобы развеять пелену неизвестности, скрывающую одну из самых компактных, инновационных и полных малых мануфактур Швейцарии (40 мастеров которой ежегодно создают от 200 до 300 часов), De Bethune, основанная часовщиком Дени Флажоле и ценителем всего прекрасного Давидом Занеттой, пригласила в свою команду Пьера Жака, бывшего издателя журнала GMT, ретейлера женевской сети Les Ambassadeurs. По словам Дени Флажоле, вместе с De Bethune “Пьер Жак получил ключи от здоровой компании. Мы обладаем уникальным стилем и достигли высшего уровня часового мастерства. Он не может не преуспеть!”
В этом году свидетельством вершин, которых De Bethune достигла в часовом искусстве, стала модель DB28. Она объединила в себе все определяющие черты узнаваемого стиля марки: оригинальную сферическую Луну, баланс из сплава кремния и палладия, тройную амортизационную систему pare-chute, два саморегулирующихся барабана, запатентованные “парящие” ушки, которые легко адаптируются под любой размер руки, красоту вороненых винтов и многое другое. DB28 — произведение искусства на запястье, столь же изящное, легкое (благодаря титановому корпусу) и эргономичное, сколь современное, если не сказать футуристическое (по цене от 80 000 франков за версию в титановом корпусе до 87 500 швейцарских франков за версию в розовом золоте).
Кроме того, De Bethune представляет часы в форме наручного регулятора, De Bethune Régulateur Tourbillon. Этот турбийон с самой легкой на рынке кареткой, весящей 0,18 г, совершает один оборот в 30 секунд. В его структуру входят 50 составляющих, вес самой легкой — 0,0001 г, а самой тяжелой 0,0276 г. Легкость, частота в 36 000 пк/ч и максимальная скорость оборота обеспечивают минимальную инерцию. Этот механизм приводит в действие часы с титановым циферблатом в виде ночного неба, украшенного золотыми звездами. Среди других отличительных черт — расположенная по центру прыгающая секундная стрелка с двойными палетами.

Классика атакует, “НЛО” отступает DB28 и RÉGULATEUR TOURBILLON от De Bethune

Запуск марки
В другом гостиничном номере расположилась марка Christophe Claret. После великолепной Dual Tow, увидевшей свет в прошлом году — первых часов, представленных конструктором-производителем под собственным именем (Кристоф Кларе также сотрудничает с Тьерри Улеве в Jean Dunand) и по случаю 20-летнего юбилея своего бренда, Кларе представляет свою вторую модель, Adagio. Третьи часы, “блистательные” вне всяких сомнений, ожидаются на BaselWorld.
Облик Adagio, минутного репетира с крупным указателем даты и GMT, в той же степени чистый и классический (который подчеркивает корпус, облаченный в черный оникс, ляпис-лазурь или белое золото), сколь “постиндустриальным” был Dual Tow с “гусеничной” индикацией времени и открытыми кулачками механизма. Здесь же взгляд встречает циферблат с четкими указателями в глубоких, инкрустированных золотом апертурах.

Залитая солнцем GTE
Выставка GTE была омыта щедрыми солнечными лучами благодаря марке Frédéric Jouvenot, получившей награду GTE Super Watch Award за модель Helios с двенадцатью “лучами”, золотыми днем и темными ночью. В центре “солнца” располагается небольшой круглый модуль 5 мм высотой и 12 мм в диаметре, от которого расходятся 12 “лучей” — часовых индикаторов. Частью этого модуля, к которому крепится диск с минутными метками, является механизм, благодаря которому “лучи” совершают полуоборот вокруг своей оси, отображая соответствующий час. В полдень все “лучи” сияют золотом, после чего каждый час один из них совершает мгновенный оборот вокруг своей оси, и в полночь гаснет последний из них. В час ночи вновь начинается “день” и зажигается первый “луч”.
Молодая марка по праву может гордиться таким прекрасным шедевром, соответствующим последним тенденциям, ведь “солнечная” анимация, заключенная в восхитительный легкий современный корпус, производит такое чистое, классическое впечатление. Отделка тоже на уровне: сбоку на безеле искусно выгравирован геометрический фриз, подобный тем, что украшали древнегреческие храмы, напоминая о месте, где Фредерику Жувено впервые пришла в голову идея Helios. За эти великолепные часы в версии с покрытием DLC придется выложить 49 000 швейцарских франков и 47 000 швейцарских франков за титановую версию.
GTE собрала под своей крышей не меньше 54-х марок, каждая из которых независима и по-своему уникальна. Форма богатства, можно было бы решить, если бы не тот факт, что маленькие компании сталкиваются все с большим количеством трудностей на своем пути. Невозможно рассказать о каждом участнике GTE в одной статье, мы остановимся лишь на некоторых из них. Основной сенсацией GTE стал очередной “бывший” часовщик Лоран Ферье (Laurent Ferrier). Этот новый гуру неоклассического часового искусства спрятал свой “турбийон-секрет” под романтическое ночное небо одной из самых красивых эмалевых моделей женевской часовой недели (созданной в сотрудничестве с известной художницей по эмали Анитой Порше).

Классика атакует, “НЛО” отступает ADAGIO от Christophe Claret и HELIOS от Frédéric Jouvenot

Новая марка с “говорящим” названием — Heritage Watch Manufactory — была основана несколькими инвесторами во главе с Кристианом Гюнтерманном, стремящимися создать марку для “настоящих ценителей”. Heritage прибегла к эксклюзивным услугам известного часовщика Карстена Фрассдорфа, недавно отказавшегося от неудавшейся затеи с Fabrication de Montres Normande. Фрессдорф, который буквально фонтанирует проектами, призванными улучшить традиционное часовое мастерство, появился с багажом различных идей. Среди них был и крупный инерционный баланс, совершающий 18 000 пк/ч, напоминающий балансы, используемые на заре эры часов. Очень прочный баланс Vivax и спусковая система Sequax, оба запатентованные, приводятся в действие барабаном с двумя маятниковыми пружинами, каждая из которых достигает жесткости в 3,4 кг, обеспечивая 50 часов постоянной силы при запасе хода в 72 часа. И это не единственные патенты, полученные при создании этого прекрасного механизма. Другое устройство позволяет ремонтировать или извлекать балансовую пружину, не деформируя ее, что обеспечивает исключительно точную регулировку. Еще один механизм, тоже запатентованный, используется при регулировке моста баланса.
Heritage обратилась также к художественному дару Эрика Жиру, принимавшего участие в создании не одной замечательной модели нескольких последних лет. Плодом такого исключительного сотрудничества стали двое поразительных часов: Tensus, модель простого традиционного дизайна с часовой и минутной стрелками, а также маленькой секундной стрелкой у метки “6 часов” и индикатором запаса ходу у метки “9 часов”; и Magnus с часовой, минутной и маленькой секундной стрелками. Особенно привлекательной является ее версия Contemporaine с объемным циферблатом, лишенным, однако, каких-либо избыточных элементов.
Исключительные творческие усилия Жан-Мари Шалле (Louis Moinet) за последние несколько лет, по-видимому, начали приносить свои плоды. 2010 год продемонстрировал “отличные” показатели, подтолкнув марку к решению “еще более расширить исследования в области материалов и прочих идей”. Louis Moinet потратила немало усилий на исследование области, которую теперь по праву может считать своим ноу-хау — отношения со звездами, воплощенные в прошлом году в планетарии. В этом году они были реализованы в модели под названием Astralis. Эти часы с тройным усложнением имеют так называемый “астральный” турбийон, размещенный на платине из авантюрина, драгоценного камня, сверкающего тысячью маленьких “звезд”. Другое усложнение — хронограф с колонным колесом и функцией flyback из вороненой стали. И, наконец, 24-часовой планетарий. Его механизм совершает один оборот в день, поочередно представляя в апертуре четыре разных “планеты”. “Планеты” помещены на пластины, изготовленные из обломков метеоритов и вставленные в диск: “Марс” — из частички одного из 75 марсианских метеоритов, хранящихся на Земле; “Меркурий” — из фрагмента уникального метеорита Sahara 99555, старейшего известного камня в Солнечной системе (его возраст оценивается приблизительно в 4,566 млрд лет), который мог попасть к нам с Меркурия, хотя доказательств тому нет; “Солнце” представлено метеоритом Itqiy, попавшим на Землю с астероида, сформировавшегося поблизости от Солнца; и “Луна” изготовлена из одного из 100 лунных метеоритов. Модель, при разработке и создании которой учитывались мельчайшие детали — например, стрелка flyback в форме метеора или же стиль “капля росы” других стрелок, гармоничный узор Côtes du Jura и корпус из 18-каратного розового золота диаметром 46,5 мм — Astralis предлагается ограниченной серией в 12 экземпляров и является воплощением мастерства Louis Moinet.
Cyrus, молодая марка, созданная двоюродными братьями Лораном и Жульеном Лекампами, своими двумя коллекциями заявила о самых серьезных намерениях. Kuros, большие часы с хорошо продуманной конструкцией, оснащены механизмом с автоподзаводом, созданным на основе калибра ЕТА 2094, в золотом или титановом корпусе, который украшает вторая заводная головка напротив метки “9 часов”. Ее единственное предназначение — скрывать пластинку с номером часов. Выпущенная ограниченной серией, модель Kuros может похвастаться достойным подражания исполнением.
Помимо этой модели, марка представила великолепную новинку под названием Klepsys, созданную в сотрудничестве с Жан-Франсуа Можоном (автором Opus X). Эта модель с тройным усложнением получила неожиданный циферблат. Часы отображаются на шкале в 180 градусов при помощи эффектной ретроградной “стрелки”, в действительности представляющей собой игральные кости, которые, поворачиваясь, служат для индикации времени суток. Внутренний конец “стрелки” предназначен для линейного отображения минут и секунд, нанесенных на два соответствующих центральных диска. Для индикации даты служит ретроградная шкала, расположившаяся между метками “1” и “4 часа”, с делениями от 0 до 9. И наконец, яркая деталь у метки “5 часов” — реалистичная маленькая сферическая Луна, показывающая фазы этого небесного тела при помощи полусферического века, постепенно наползающего на лунную поверхность. У “новичков” получились выдающиеся часы!

Классика атакует, “НЛО” отступает TENSUS от Heritage Watch Manufactory, ASTRALIS от Louis Moinet и KLEPCYS от Cyrus

Продолжая механическую тему, стоит упомянуть от Pierre Thomas, марке, созданной Пьером Галли, изготовителем циферблатов, и Томасом Энгелером, часовщиком-конструктором. Этим двум мастерам удалось поместить крупный, воздушный турбийон собственной конструкции в старинные механизмы Fontainemelon, часть из которых создавалась еще в 1870 году. Большой турбийон, закрепленный двумя держателями у метки “8 часов”, открывает взору свое внутреннее движение в луче света, который насквозь пронизывает механизм. Часы эти стали вершиной амбиций своих создателей в сфере классического часового искусства, продемонстрировав его непревзойденное традиционное качество и чистоту. Версии с часовой, минутной и маленькой секундной стрелками (последняя в положении “6” или “9 часов”) в качестве базы используют механические калибры 30-х годов прошлого века. Модели предлагаются с циферблатами с отделкой из черного перламутра, метеорита, с красным или коричневым лаком. А изогнутый цилиндрический корпус достигает 49 мм в диаметре и 12,70 мм в высоту. Что же до объемов производства, они остаются скромными — 100 экземпляров модели с турбийоном, 200 экземпляров модели с часовой, минутной и маленькой секундной стрелками. Однако их качество скромным не назовешь.

Эти безумные машины
Закончим наш рассказ на неожиданной ноте и покажем, что возвращение неоклассики не мешает передовым маркам, таким как HD3 и Artya, создавать безумные модели.
Йорг Хайзек, один из основателей HD3, хочет показать, что физическая игра колесной передачи, стержней, кулачков и других регуляторных органов зашла в тупик. Он создал классический корпус премиум-класса, в котором, однако, заключен не механизм. Изогнутый кристалл представляет собой сенсорный экран. Как в смартфоне, стоит лишь коснуться пальцами экрана — и на нем появятся всевозможные виртуальные часовые функции. Можно по желанию менять внешний вид этих часов, хранить в них фотографии и даже использовать в качестве органайзера. Есть ли у Slyde шанс при цене 4000 евро?
С другой стороны, Иван Арпа, тоже прирожденный провокатор, делает ставку на крайнюю степень индивидуализации часов, чьи корпуса он формирует при помощи разрядов молнии. Сегодня он идет еще дальше, и не без некой доли иронии набивает свои механизмы электронными элементами, использующимися в дизайне, или заключает помещенных в клей собственного производства ужасных насекомых. Часовому искусству по версии Арпа неведома политкорректность. У него оно принимает дадаистские формы. После лавины “хорошего вкуса” немного безвкусицы не повредит, особенно если она служит для придания вещам перспективы.

Классика атакует, “НЛО” отступает TOURBILLON от Pierre Thomas, SLYDE от HD3 and SPIDER от Artya

Источник: журнал Europa Star февраль-март 2011