features


Новаторы всех стран, объединяйтесь!

English Español
Апрель 2007



Возрождение часового дела зависит не только от молодых часовых мастеров, как это может показаться на первый взгляд, но также и от молодых предпринимателей и инженеров. И сегодня это уже не исключительная привилегия швейцарцев, даже если стажировка в швейцарских часовых мастерских и является обязательной для совершенствования навыков.

ДЕЛАЛОЙ И ЕГО “ДВИЖКИ”
Новаторы всех стран, объединяйтесь!


Уроженец Женевы Николя Делалой решился создать свою торговую марку, когда ему было всего ЗЗ года — в 2003-м. К тому времени молодой часовщик, выпускник Женевской часовой школы, приобрел необходимый опыт. Он успел поработать в отделе сложных приспособлений компании Patek Philippe, потом в ее же отделе реставрации уникальных антикварных часов, затем сотрудничал с такими мастерами, как Роже Дюбуа и Франсуа-Поль Журн. Свои первые сложные часы (турбийоны, минутные репетиры, хронографы с функцией “флайбэк”) Николя Делалой создал для Седрика Жонера. В 2002 году он сделал первый шаг в сторону независимости, изготовив часы для разных ведущих швейцарских торговых марок.
Будучи “чистым” часовщиком, он не стал бы создавать свою марку, если бы не мог снабдить свои часы калибрами своего же производства. Все это заняло три года: два года “теории” и разработки концепции, год производства. Весной 2006-го увидел свет абсолютно надежный базовый (часы, минуты, секунды) механический калибр ручного завода с резервом хода 72 часа и рабочей частотой 18000 пк/час. По словам самого мастера, получился “отличный движок”. Архитектура его выдержана в стиле великих традиций часового искусства — большие мосты, камни удерживаются тремя винтами. Вместе с тем она разработана с прицелом на дополнение другими механизмами (мастер уже работает над вечным календарем), а также оставляет много места для декорирования.
Николя изготовил и отделал первые пять тестовых экземпляров практически вручную (за исключением зубчатой передачи). Ободренный результатом, он начал первую дюжину “серий” с классическим круглым корпусом — чистые и простые линии. На Базельской выставке-2005 один из посетителей заинтересовался его произведениями и купил несколько из них. Делалой обрел уверенность в себе: его “консервативный” подход получил высокую оценку. Теперь он знал, что идет по верному пути.
В этом году в Базеле мастер выставлялся на стенде Академии независимых творцов (трудно переоценить ту роль, которую эта ассоциация сыграла в поддержке новых талантов и открытии новых горизонтов в часовом деле). Он представил свои новые произведения, в том числе и очаровательную дамскую линию Les Pléiades. Несмотря на успех, Николя Делалой отлично знает, какие препятствия ждут молодую торговую марку. Однако он полон решимости идти вперед — постепенно, не прыгая через ступеньки, сохраняя финансовую независимость и верность традиционному подходу к производству часов.


МАКГОНИГЛ, ИРЛАНДСКИЙ ТУРБИЙОН
Новаторы всех стран, объединяйтесь!


Кто бы мог подумать, что один из лучших турбийонов этого года будет изготовлен в Ирландии? Между тем так оно и есть — лучшим турбийоном стала великолепная модель с гордым клеймом Made in Ireland. Это плод творчества двух братьев — Джона и Стивена Макгониглов. Оба полюбили часовое дело еще в юности, окончили Ирландский институт часового дела в Дублине и переехали в Швейцарию, чтобы усовершенствовать свое мастерство. Джон поработал в Wostep, затем в Audemars Piguet, потом в Christophe Claret и вернулся в Ирландию. Стивен занимался реставрацией антикварных часов в Лондоне, затем вместе с братом трудился в Christophe Claret, а потом в Franck Müller, Breguet и British Masters, после чего основал свое дело в Невшателе.
Итак, один брат в Швейцарии, другой — в Ирландии, и вдвоем они сделали собственные часы. Получился красивый турбийон из платины с механизмом ручного завода, резервом хода в 110 часов, великолепной архитектурой и декорированием в кельтском стиле — очень интересная работа с точки зрения часового дела. Отказавшись от регулятора точности, мастера должны были с особым тщанием соотнести вес баланса с длиной его пружины. Подойдя к вопросу логически, они модернизировали каретку, увеличив ее эффективность и, одновременно, придав ей визуальную легкость. Циферблат получился трехуровневым, с двумя прорезями в сапфировом стекле — на метках “6”, чтобы можно было увидеть турбийон, и “12 часов” — для обозрения зубчатой передачи барабана. Мост барабана покрыт рутением, вороненые стрелки и рельефные деления обеспечивают высокую читаемость, свет великолепно играет на каретке турбийона.
Утонченный овальный корпус отличается выразительностью, потрясающие ушки и оригинальная заводная головка гравированы в стиле кельтского алфавита. Кельтские мотивы также видны в гравировке на задней крышке корпуса. Братья Макгониглы, несомненно, положили начало очень увлекательному путешествию.


VAN DER GANG: ИЗ ОТКРЫТОГО КОСМОСА В МАЛЕНЬКОЕ ЗАМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО
Новаторы всех стран, объединяйтесь!


Торговая марка Van der Gang являет собой яркий пример совершенно нового подхода к часовому производству, не свойственного Швейцарии, где традиции слишком сильны, зато вполне вероятного в Нидерландах, в городе Докум. Изначально Van der Gang занималась производством высокотехнологичного оборудования для космической и медицинской промышленности. Но хозяин компании, Виб Ван дер Ганг, также был любителем механических часов.
Он задался вопросом: почему бы не использовать высокоточные станки в часовом производстве? В конце концов, базовая технология производства остается неизменной. Страсть в сочетании с технологическими возможностями породила строгую “нордическую” коллекцию с определенно современными формами. Акцент был сделан на точность и хорошую читаемость циферблата. Van Der Gang не делает своих механизмов (использует автоматический механизм хронографа Valjoux 7751), зато сосредотачивается на корпусах и циферблатах. Первые изготовляются из особой, устойчивой к царапинам стали, закаленной с помощью азота. Стекло и задняя крышка корпуса изготовлены из лиловатого сапфирового стекла, с защитой от царапин. Посеребренный циферблат служит отличным фоном для стрелок из вороненой стали. Есть версия с черным циферблатом и покрытыми родием стрелками.
Часы, разумеется, нельзя назвать революционными, но они являются убедительной демонстрацией мастерства нового типа, совсем не похожего на швейцарское. Красивые и выразительные, они говорят: к этой марке стоит присмотреться.


ПРАВОВЕРНЫЕ САКСОНЦЫ LANG & HEYNE
Новаторы всех стран, объединяйтесь!


С тех пор как A. Lange & Söhne и Glasshütte сделали имя саксонскому часовому делу, этот край стал убежищем для тех, кто хочет делать наиболее классические часы. Марко Ланг родился в 1971 году и с 2000-го возглавляет небольшую (30-40 часов в год) мануфактуру Lang & Heyne. В моделях компании легко обнаружить все лучшие черты саксонского часового дела. Яркий пример — модель Calibre I с ее классической архитектурой, большими камнями в золотой оправе и винтами из вороненой стали, тщательной отделкой и такими роскошными деталями, как красивая гравировка и бриллиант в центре баланса. Calibre I послужил основой для Calibre III.
Эта модель благодаря дополнительной платине размером всего 1,5 мм обладает полным календарем, указателем лунных фаз и очень оригинальным указателем угла солнца в полдень над экватором (от которого зависят времена года).
Модель Calibre IV представляет собой великолепный монокнопочный хронограф с колонным колесом (видно сквозь прорезь в задней крышке корпуса).
Корпус модели круглый с тройными ушками — абсолютная классика и налетом барокко, типично саксонское изящество. Названия моделей Lang & Heyne напоминают о королях Саксонии — “Фридрих Август I”, “Кениг Иоганн”, “Мориц Саксонский” и даже “Король Альберт”.


ФИНСКИЙ ДУХ СТЕПАНА САРПАНЕВЫ
Новаторы всех стран, объединяйтесь!


Сын известного дизайнера ювелирных украшений Пентти Сарпаневы, Степан с детства был влюблен в часы. Получив в 1992 году диплом Финской школы часового дела в Тапиола и попробовав себя в нескольких профессиях, он покинул родной дом в направлении Швейцарии. Получил дополнительное образование в Wostep, был принят в Piaget, где и проработал два года в отделе постпродажного обслуживания. Это дало ему возможность поработать с разными моделями и отточить свое мастерство. Вернулся в Wostep — обучаться сложным механизмам. Потом работал в Parmigiani (вместе с другим финном — Кари Вутилайненом, впоследствии тоже открывшим свое дело). Далее были Vianney Halter и Christophe Claret.
Вооруженный опытом работы с усложнениями, Сарпанева в 2003 году решил открыть в Финляндии свое ателье и создать собственную торговую марку. Он выпускает оригинальные модели, используя переработанные им лично швейцарские механические калибры. Корпуса его часов отличаются типичной для финнов погоней за мощным, скульптурным дизайном. Сарпаневой создано несколько моделей, совершенно разных, но с рядом общих характерных элементов — резкими линиями, словно часы были высечены из стального монолита, и геометрическими делениями.
Механизмы также отличаются инновационностью. Например, спусковые колеса обработаны с помощью алмазов, чтобы снизить трение. Ротор автоподзавода имеет форму турбины. Его можно увидеть через спиральную прорезь (создается эффект калейдоскопа) в задней крышке корпуса. Однако последнее достижение Степана Сарпаневы — это пересечение двух миров, а именно электроники и высокого часового искусства. Речь идет об экспериментальных часах, способных измерять ускорение. Можно сказать, что мастер изобрел новую функцию и доказал, что новая волна может прийти в часовое дело с севера.


HAUTLENCE — МЕХАНИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
Новаторы всех стран, объединяйтесь!


Рено де Ретц и Гильом Тету, основатели торговой марки Hautlence, символизируют новую “расу” часовых предпринимателей, которая пришла не из часовых мастерских, а из больших групп по производству предметов роскоши. Началось все со спора (“А слабо сделать свою торговую марку?”), но глубокое понимание друзьями техники маркетинга позволило им напасть на золотую жилу, а не только намыть чуть золотого песку.
Не будучи часовыми мастерами, приятели решили не сосредотачиваться на сложных механизмах, а предложить любителям механических часов новый способ демонстрации времени. Действовали осмотрительно: их первая модель, представленная в 2005 году, сочетала новый способ показа времени с определенным классицизмом корпуса. Используя новую моду на механику, они подчеркнули элементы передачи (например, связующий стержень), создав при этом поэтическое оформление. Первая модель была принята хорошо, что позволило заложить основы настоящей коммерческой структуры и продолжить движение в том же направлении.
Новейшая модель, HLS 04 и 06, является шагом вперед по сравнению с оригиналом. В плане внешнего вида эти часы очень современны — корпус из черной стали с покрытием от царапин, в сочетании с белым золотом, каучуковый ремешок, трехмерный циферблат с прыгающей стрелкой на “копченом” диске, секундной стрелкой на маленьком атласном диске и ретроградной стрелкой на связующем стержне. Очаровательная механическая игрушка говорит о том, что Hautlence нашла свои лицо и нишу.


РОМЕН ГОТЬЕ — ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВЫСОКОЕ ЧАСОВОЕ ИСКУССТВО
Новаторы всех стран, объединяйтесь!


Ромен Готье пришел в часовое дело необычным путем, потому и делает часы необычным образом. Рожденный в 1975 году, он выучился на строителя, программиста и оператора высокоточных станков. В 1999-м, работая на одной из крупных часовых мануфактур, Ромен начал подумывать о создании собственной торговой марки и даже собственного механизма.
Невероятно методичный и терпеливый человек, он знал, что ему потребуются не только технические знания, но и бизнес-подготовка, потому и записался в бизнес-школу, которую окончил в 2002-м (дипломной работой стал ни много ни мало бизнес-план будущего предприятия).
Втайне Ромен работал над собственным механизмом с двумя отличительными особенностями. Заводная головка находится под корпусом, и ею можно воспользоваться не снимая часы с руки, а центр циферблата смещен кверху. Три года расчетов, три года разных вариантов дизайна… Наконец настал этап производства компонентов, изготовленных на станке, который мастер одолжил у приятеля. Потом еще нужно было все собрать и дать механизму жизнь. Сегодня, после всех этих лет тяжкого труда и с помощью Филиппа Дюфура, Ромен Готье может представить свои модели. И часы эти очень красивы.
Первая коллекция Готье состоит из круглых часов, 41 мм в диаметре, сделанных из розового или белого золота или платины, с гильошированными золотыми стрелками и сапфировыми стеклом и задней крышкой. Механизм ручного завода имеет резерв хода 60 часов (рабочая частота 28800 пк/час), очень изобретательную горизонтальную заводную головку, баланс с четырьмя инерционными винтами и индикатором регулятора. Уникальные зубчатые передачи сделаны из цельного куска металла. Часы отличаются очаровательной архитектурой и идеальной отделкой. Каждый экземпляр собирается вручную и подписывается часовым мастером. Сомнений нет — этой марке предстоит большое плавание.



Источник: журнал Europa Star февраль-март 2007