Мы говорим о механизмах, балансах, барабанах... Но что видит покупатель в первую очередь, рассматривая новые часы? Конечно циферблат!
Циферблаты
При производстве циферблатов используются печать, гильоширование, инкрустация, нанесение SuperLuminova... Это процессы, требующие высокой квалификации и твердой руки. Достаточно пролистать этот номер Europa Star, чтобы убедиться в сложности циферблатов часов, представленных на рынке. Начав свое исследование, я попала на фабрику Stern Creations, производителя циферблатов в составе Richemont Group, а также к Cadran’or, независимому производителю.
Базовая пластина
Рождение циферблата
Жизнь циферблата начинается с чертежной доски или компьютера. Не успеет карандаш коснуться бумаги или рука мышки, а дизайнер уже связан всевозможными ограничениями. Большая их часть диктуется типом механизма. Для крупного календаря понадобится большая апертура, хронографу — счетчики, а для индикации фаз Луны — лунный диск. А есть еще и толщина механизма, влияющая на глубину циферблата, а отверстия в нем определяются расположением частей в калибре. Потому дизайнеру часов и приходится руководствоваться архитектурой механизма, однако это лишь верхушка айсберга, поскольку ему также придется обеспечить хорошую читаемость циферблата, передать характерные черты марки и создать нечто совершенно уникальное и прекрасное.
Утвердив дизайн, дизайнер переходит к металлической пластине, обычно из серебра, золота или никеля, которая называется ébauche. К задней стороне пластины, она же — будущий циферблат, крепятся две крошечные опоры. Они представляют собой два металлических стерженька длиной 1-2 мм и предназначены для прикрепления циферблата к механизму. Если циферблат из золота, опоры тоже золотые, а циферблат из никеля получает медные опоры. Стоит одной из них сломаться, и от циферблата уже нет никакого толка, потому они тщательно проверяются на прочность. Следующий этап — производство апертур при помощи колонного пресса, который дырявит циферблат, как гигантский дырокол. После циферблаты закаляют до твердости 90-120 Виккерсов, чистят и полируют.
Различные техники
В искусстве создания циферблатов существуют различные техники отделки, некоторые из них не менялись веками, другие же изобретены совсем недавно. Предлагаем вашему вниманию несколько технологий, используемых сегодня при создании часов haute horlogerie. По причине конфиденциальности производители предпочитают не разглашать, на какие марки они работают. Фотографии в настоящей статье являются иллюстрациями различных техник и не связаны с производителями, упоминаемыми в статье.
Tapisserie
Одним из старейших методов производства циферблатов является Tapisserie. На пластине (размером примерно с блюдце) гравируется изображение циферблата. Пластина помещается в устройство, механически считывающее и переносящее изображение на поверхность циферблата. Речь не идет о станках ЧПУ, ведь машины, используемые для Tapisserie, созданы были еще в прошлом столетии. Компания Stern Creations, основанная в 1898 году, владеет коллекцией эбеновых пластин времен карманных часов с изображениями херувимов, играющих на лирах, и скачущих верхом пар. Эта мастерская практически не изменилась за долгие годы. Только на смену эбеновым пластинам пришли металлические.
Станок для Tapisserie на Stern Creations
Мотив tapisserie на модели Royal Oak Offshore Singapore от Audemars Piguet
CLASSIQUE COLLECTION от Breguet с ручным гильошированием
Гильоширование
Ручное гильоширование представляет собой прямые или концентрические узоры на циферблате, нанесенные станком. Линии ловят и отражают свет особым образом, создавая ощущение движения. В гильошировании используются старинные станки, самый старый из мастерской Stern Creations был построен в 1868 году. Металл срезается с циферблата умелыми руками. В сущности, сегодня лишь горстка мастеров владеет искусством гильоширования. Тот же эффект можно достичь, используя станки ЧПУ с алмазными резцами, однако глаз профессионала заметит разницу. При ручном гильошировании линия постепенно истончается к концу штриха, в отличие от точной отделки ЧПУ. Нельзя сказать, какая из техник лучше, они просто разные.
Станки по гильошированию на Stern Creations
Печать на циферблате
Случалось ли вам поражаться точности и искусности нанесения часовых меток? Здесь используется техника, которая также оставалась неизменной на протяжении веков. На металлической пластине химически гравируются часовые метки, деления, логотип (в прошлом использовалась ручная гравировка). На пластину наносят краску, после чего стирают ее так, чтобы она осталась только в ложбинках выгравированного узора. После чего пластина накрывается силиконовой или желатиновой насадкой, на которую переходит краска. Затем она переносится на циферблат. Наблюдая за процессом, поражаешься, как числа переносятся на циферблат без единой кляксы. Станки не подводят, и мы получаем безупречный результат.
Печать на циферблате на Stern Creations
Настоящие раритеты
Вы помните каменные часы от Tissot, а также модель из дерева, выпущенную в 80-х годах прошлого века? За последние годы популярность необычных материалов возросла. Rolex, Piaget и Jean Dunand работают с самыми экзотическими материалами. Драгоценные материалы — окаменевший коралл, которому 40 млн лет, кусок метеорита, далматская яшма, лазурит, оникс, бирюза, малахит, тигровый глаз, платиновая руда, раковина галиотиса и редкие опалы — создают неподражаемый фон для циферблата часов. Из-за своей хрупкости экзотические камни непросты в обработке. Камни полируют, прежде чем начать вырезать апертуры, что представляется серьезной проблемой. В мастерской Stern Creations перепробовали множество методов и пришли к выводу, что лучшие результаты дает резка ультразвуком. После чего камни крепятся к ébauche.
Циферблат Jean Dunand Orbital Tourbillon Pietersite
Перламутровые циферблаты
Окраска циферблата
Добиться идеального цвета циферблата — само по себе искусство. Здесь используются две основных техники — электроосаждение металла и вариант четырехкрасочной печати. Методом электроосаждения можно получить разнообразные цвета на различных металлах — от желтого, розового или цветного золота, до родия и серебра. Проблема в том, что ébauche необходимо опускать в химический раствор на строго определенное время. Время в этом процессе играет самую важную роль — стоит на секунду передержать металл, и цвет уже отличается от всей серии. Метод четырехкрасочной печати напоминает печатный процесс в производстве газет и журналов. К нему зачастую прибегают, когда на одном циферблате необходимо совместить несколько разных цветов или оттенков.
MONACO CHRONO GULF от TAG Heuer
Трудности
Искусство создания циферблатов сопровождает огромное количество трудностей. Стоит одной-единственной крошечной царапинке или пылинке попасть под цапон (последний слой лака, используемый для защиты циферблата от окисления), как вся работа идет насмарку. Мастер, создающий корпус, может переплавить золото и попробовать вновь, а вот создателям циферблата в случае неудачи приходится все начинать с нуля.
Другая проблема — исключительная хрупкость циферблатов. Иногда, прежде чем добиться идеального циферблата, приходится сделать сразу несколько. Эти расчеты вносятся в цену и демонстрируют, какая кропотливая работа требуется для создания некоторых циферблатов и почему они могут значительно увеличить стоимость часов.
Инкрустация камнями и контроль качества на Cadran’or
Швейцария или Азия — за и против
Швейцария — не единственная страна, где делают циферблаты. Азия приобрела опыт и производит их отменного качества. Однако когда речь заходит об инновациях, Швейцарии нет равных, утверждает Даниэль Брожиль, директор Cadran’or. “Разница между Швейцарией и Азией состоит в сложности выполняемых проектов, — говорит он. — Есть определенные вещи, которые не под силу азиатским компаниям. В Юрских горах и Ла-Шо-де-Фон есть несколько мастеров, выполняющих резку лазером и струей высокого давления. Мы можем найти все, что нам требуется. В Азии же, если у них нет мастеров для определенной операции, они попросту от нее отказываются”. Зачастую мастер, работающий, например, с драгоценными камнями, добивается успеха в компании, а потом решает продолжать сотрудничество с ней, но уже на независимой основе, чтобы иметь возможность принимать заказы и от других клиентов. В результате в часовой долине появилась сеть независимых мастеров.
Новые тенденции
Циферблаты так же подвержены модным влияниям, как корпусы и ремешки. За последние несколько лет произошло множество изменений в мире циферблатов, а в скелетонизированных моделях они вообще исчезли. Одним из последних новшеств стало использование циферблатов из сапфирового стекла, при этом сохранены индексы, показывающие время и отображающие другую информацию. Cadran’or в течение последних пяти лет оттачивала свое мастерство, используя новую технологию нанесения краски и гравировки прямо на стекло. Еще одной тенденцией, упразднившей традиционный циферблат, стал объемный циферблат с многоуровневой системой отображения времени.
UR103T от Urwerk; HM3 от MB&F
BI-AXIAL от HD3; TOXY 3 TOURBILLON от Romain Jérome
AUTO SKELETON от Armin Strom; HL05 от Hautlence
Все внимание на циферблат
В следующий раз, взглянув на часы, внимательно всмотритесь в циферблат и попытайтесь определить все техники, которые были использованы при его производстве. Вы удивитесь тому, сколько новых деталей вам удастся разглядеть. Так просто относиться к подобным вещам как к само собой разумеющимся; однако чем лучше мы понимаем процесс создания циферблатов, тем больше начинаем ценить их и тем лучше смогут продавцы представить своим клиентам магию высокого часового искусства.
Искусство реставрации
Одно из самых завораживающих мест во всей часовой отрасли — это мастерская по реставрации циферблатов Stern Creations. Пять джентльменов с более чем столетним совокупным опытом занимаются исключительно реставрацией антикварных циферблатов. Каждый реставрируется с такой же тщательностью и вниманием, как настоящее произведение искусства. От часовых меток и логотипа до цвета циферблата и концентрического зернения — все восстанавливается так безупречно, что никому и в голову прийти не может, что у циферблата были какие-то повреждения. Stern Creations производят циферблаты для нескольких известнейших швейцарских марок с 1898 года. И как бы невероятно это ни звучало, компании ни разу не пришлось выбросить лишнюю метку или логотип. Для реставрации многих часов были использованы оригинальные части часов той же эпохи — уникальная услуга, которую по достоинству оценили их владельцы. Чтобы понять весь объем работ, который проделывается в этой волшебной мастерской, стоит лишь взглянуть на фото — они говорят убедительнее любых слов.
Источник: журнал Europa Star октябрь-декабрь 2009