Все часы компании в строгом смысле уникальны своей механикой, поскольку каждая новая коллекция исключительно беспрецедентна. Процесс этот сродни созданию произведения искусства, так как циферблаты всех часов изготовляются в единственном экземпляре. Не существует двух схожих моделей от Jean Dunand.
Эта стратегия эксклюзивности не характерна для часовой отрасли. Другие марки выпускают уникальные модели, но ни одна из них не предлагает часов, единственных в своем роде. Этот суровый принцип, который двое создателей марки, Тьерри Олева и Кристоф Кларе, сами выражают как “стремление к самой вершине”. Помимо технического совершенства и эстетической уникальности, каждую модель также должен отличать высочайший уровень отделки, который под силу обеспечить лишь лучшие мастера часовой отрасли.
При таком стремлении к совершенству, а также, учитывая, что каждая новая модель должна быть поистине уникальной, можно только представить себе, сколько времени уходит на разработку и создание этих часов. Новая коллекция этих часовых мастеров появляется лишь раз в два года.
Славная история Jean Dunand берет свое начало в 2005 году с момента представления ее модели Tourbillon Orbital, которому предшествовало почти пять лет исследований и разработок. В 2007 году появилась модель Shabaka. В настоящее время Jean Dunand создает серию часов, строго ограниченную шестью экземплярами, — Grandе Complication, которая занимает достойное место среди наиболее сложных часовых моделей мира (827 компонентов и шесть месяцев работы на создание одного экземпляра).
Часовое искусство и ар-деко
Помимо критерия уникальности, Jean Dunand исповедует оригинальный подход к часовому делу, которому эта марка обязана личностям своих создателей.
Кристоф Кларе, хорошо известный в часовой отрасли, является одним из наиболее талантливых часовщиков-новаторов своего поколения. Возглавляя собственную компанию, он выполнял заказы для некоторых крупнейших швейцарских марок, разработав и изготовив для них исключительные и сложные механизмы. Однако лишь в Jean Dunand он сумел найти выражение своему истинному гению — трехмерной механике.
Тьерри Олева, бывалый предприниматель в часовом бизнесе, приобрел изрядный опыт в Piaget, после чего занялся возрождением старинной часовой марки Bovet. Встретив в 2001 году Кристофа Кларе, он оставил этот проект. Поклонник стиля ар-деко и знаток прикладных искусств, он сумел вдохнуть в изделия Jean Dunand истинную эстетическую самобытность, которая играет не последнюю роль в цене на продукцию марки. Причина тому не в слепом следовании данному стилю, а в поиске его сути и духа — простых, но уверенных линий, функционального дизайна, использовании как ценных, так и неожиданных или редких материалов, а также в ревальвации ценности прикладного искусства.
Все самое лучшее
Превосходная взаимодополняемость этих качеств, как технических, так и эстетических, положила начало удивительному и потрясающему направлению часового дела. Это искусство, не имеющее аналогов. Это часовое мастерство, берущее все самое лучшее от своего времени как в сфере передовых часовых технологий, так в своем стремлении к возрождению лучших техник прикладного искусства, таких как эмалирование, художественная миниатюра, лакирование и инкрустация камнями.
Jean Dunand также является флагманом часовой отрасли в целом. Эта марка первой последовала стратегии, набирающей сегодня популярности, — поиску абсолютной исключительности (См. статью “Сверхчасы” в этом номере, где эта тенденция рассматривается подробно, и, снова-таки, упоминается Jean Dunand).
Для Тьерри Олева “исключительность изделий Jean Dunand не является самоцелью или маркетинговой стратегией. Она — естественный результат нашего стремления предлагать продукцию, равную или превосходящую лучшие образчики швейцарской часовой отрасли, как с технической, так и с эстетической точки зрения”.
Стоит ли поэтому говорить, что подобное стремление к совершенству “нельзя себе представить без эксклюзивного и крайне ограниченного производства”. Его объем исчисляется десятками экземпляров, а сеть дистрибуции насчитывает нескольких эксклюзивных продавцов, отобранных на основании их желания и возможностей быть истинными партнерами марки, способными в доступной форме посвятить потребителя в технические и дизайнерские характеристики, формирующие подлинную ценность этих уникальных часов.
TOURBILLON ORBITAL
Модель Tourbillon Orbital стала первенцем коллекции уникальных часов (Pièces Uniques) от JEAN DUNAND, беспрецедентным достижением часовой отрасли. Ее минутный парящий турбийон совершает один оборот в час. В модели также присутствует индикатор запаса хода оригинальной конструкции, расположенный сбоку корпуса и открывающий боковой вид на механизм. На задней стороне механизма расположен индикатор фаз Луны.
Запатентованная конструкция механизма lo 200 (по названию спутника Юпитера), разработанного Кристофом Кларе, опровергла заявления приятелей-часовщиков Кларе о невозможности создания турбийона, вращающегося вокруг центра механизма. Более того, такая конструкция в большей степени соответствует изначальному предназначению турбийона, призванного корректировать частоту колебаний баланса. Специальные тесты показали, что одновременное вращение турбийона и механизма существенно стабилизируют частоту колебаний.
Шестерни в шестернях
Барабан и парящий турбийон, расположенные напротив друг друга, вращаются на подшипниках вокруг центра, разместившись на двух платинах, соединенных опорами. На верхней платине реализован узел вращающегося циферблата с апертурой, открывающей вид на турбийон. Для лучшего обзора турбийон помещен максимально близко к циферблату.
Барабан раскручивается вокруг центрального зафиксированного триба, приводя в движение себя и турбийон. Спуск турбийона регулирует скорость вращения. Каретка турбийона совершает один оборот в минуту вокруг зафиксированной шестерни через цепь зубчатой передачи. Такая конструкция позволила сократить число камней до 14, существенно уменьшив трение.
Завод и установка
Два года работы понадобились Кристофу Кларе на поиск решения, как заводить и настраивать механизм, барабан которого находится в постоянном движении. Очевидно, что традиционная боковая заводная головка здесь не годилась.
Решение, предполагающее вертикальный завод и настройку механизма через центральную ось, беспрецедентно для часового дела. Заводную головку в этой модели заменил откидной ключ, разместившийся на задней поверхности механизма. Подъем D-образной головки ключа водит в зацепление центральное колесо и храповик барабана через цепь зубчатой передачи, позволяя осуществлять завод. Вытаскивание ключа активирует механизм поворота стрелок, позволяющий вращать их в любом направлении. Минутная стрелка вращается вместе с циферблатом.
Обзор механизма
Заводной ключ и индикатор фаз луны, расположенные на задней поверхности, препятствуют традиционном обзору механизма через заднюю крышку из сапфирового стекла. Зато отсутствие заводной головки сбоку корпуса позволило открыть боковой вид на вращающийся механизм посредством двух отверстий по бокам корпуса.
Невиданный индикатор запаса хода
Боковые отверстия в корпусе позволили реализовать еще одну беспрецедентную новацию в отношении индикации запаса хода. В отверстии у метки “3 часа” просматривается вертикальная стрелка, перемещающаяся от отметки F (full) к отметке E (empty), подобно старому доброму указателю уровня топлива в автомобиле. Конструкция указателя запаса хода постоянно вращающегося барабана также запатентована.
Коллекция великолепных циферблатов
В циферблатах этой модели использованы разнообразные материалы: золото, черный опал, редкостные камни, окаменелости, рубиновые вставки и яшма. Более того, эти редкие материалы должны были быть достаточного размера для изготовления циферблатов 3 см в диаметре. Корпуса моделей выполнены из розового и белого золота и платины с застежкой ремешка из аналогичного металла.
SHABAKA
Торжество микропрецизионных технологий, модель Shabaka представляет собой минутный репетир с кафедральным боем, функцией вечного календаря и оригинальным дисплеем, отображающим дату, день недели, фазы Луны, цикл високосных лет и запас хода.
Календарь
Оригинальность конструкции календаря заключается в использовании цилиндров, а не традиционных дисков. Они приводятся в действие посредством четырех различных ортогональных систем передач, каждая из которых оснащена защитным механизмом, обеспечивающим точность переключений. Более того, в отличие от большинства конструкций календарей смена показаний даты (две цифры на двух отдельных цилиндрах), дня недели и месяца происходит дискретно в полночь, когда активируется спусковой механизм.
Также оригинальна конструкция индикатора високосного года. Маленькая белая пластинка, совершающая один оборот за четыре года, поочередно высвечивает букву B (bissextile — високосный) и порядковые номера трех последующих лет (1,2,3), вырезанные на циферблате у метки “7” и “8 часов”. Симметрично указателю високосного года расположен индикатор фаз Луны, в котором темный диск проходит по поверхности изображения Луны, затемняя и обнажая ее, примерно так же, как это происходит в действительности.
Погрешность индикатора фаз луны составляет один день на 120 лет.
При всей сложности системы календаря, конструкция индикатора запаса хода, расположенного на задней крышке, до абсурда проста, но при этом не менее оригинальна. В апертуре на фоне шкалы просматривается раскручивающаяся пружина барабана.
Минутный репетир
Бой минутного репетира осуществляется посредством двух гонгов. Ползунок репетира расположен на корпусе слева, а кнопки настройки календаря — справа. Похожие на кнопки хронографа, они позволяют корректировать либо все настройки календаря (золотая кнопка у метки “4 часа”), либо только дни недели (кнопка у метки “2 часа”). Месяц и год устанавливаются посредством коаксиальной кнопки на заводной головке, а фазы Луны — кнопкой у метки “5 часов”.
Механизм часов имеет особую конструкцию с интегрированным узлом вечного календаря. Цилиндры (7 х 2,5 мм) утоплены в механизм минутного репетира с целью снижения толщины всего механизма.
Отделка
Антрацитная отделка платины круговой шлифовки и орнамент в виде “женевских полос” на мостах контрастирует с полированной сталью, рубинами и золотом, создавая удивительный вид механизма, просматриваемого через прозрачную заднюю крышку.
Дисплей календаря, выполненный в превосходном геометрическом дизайне, разделен на четыре зоны из черненого золота, обрамленные вставками из никелевого сплава и украшенные пирамидками из розового золота. Красные метки “10 часов”, “12 часов” и “2 часа” указывают на индикаторы дня недели, даты и месяца соответственно, располагаясь напротив аналогичных меток в центре циферблата.
Дизайн в стиле ар-деко с египетскими мотивами перекликается с названием модели Shabaka — в честь фараона 25-ой династии и короля Египта.
Источник: журнал Europa Star февраль-март 2008