2010 году я летел на самолете в Санкт-Петербург. Это был первый раз, когда я посетил часовую фабрику. Там было около двадцати маленьких стариков, окна были разбиты, было холодно... Я взял часы. Они шли тик-так. И я сказал себе, что с новым дизайном это сработает, - вспоминает Дэвид Хендерсон-Стюарт. Прежде чем добавить: «Если бы я был специалистом, я бы никогда не взялся за это. Всё было намного сложнее, чем я мог себе представить».
Основанный в 1961 году в честь космических подвигов Юрия Гаргарина (Ракета, крупный часовой завод эпохи советской централизации, который выпускал миллионы часов в год и трудоустраивал тысячи рабочих, в поисках советских «памятных вещей» сократился до крошечной марки, выпускающей сувенирные часы для западных туристов стоимостью 100 долларов. Но на самом деле, его история восходит гораздо дальше, чем советская эпоха. Он является наследником бывшего Императорского Петергофского завода, основанного в 1721 году царем Петром Великим.
- В 1967, Europa Star посетила стенд советского производителя часов на выставке Expo 67 в Монреале. Тогда впервые на страницах Europe Star появилось упоминание о «Ракета», как раз несколько лет после создания бренда.
Создавая первый российский бренд класса люкс
Дэвид Хендерсон-Стюарт, молодой франко-британский предприниматель (российского происхождения), живущий в Москве, ничего не знал о часовом деле, но был убежден, что его проект -по перезапуску важного, по-настоящему русского люксового бренда для рынка, который покупает в основном иностранные элитные товары - имеет место быть. Скорее его выбор на «Ракету» пал случайно, чтобы реализовать свою идею российского люксового бренда: просматривая блоги о часах, он заметил, что у советских часов есть международная аудитория энтузиастов. Это казалось хорошей отправной точкой.
В тот период исчезли такие великие имена советского часового дела, как московские фабрики «Полёт» и «Слава». Что касается «Востока», то он переориентировался на Европу под названием «Восток Европа». Только петербургская компания «Ракета» действительно выжила, точнее, просто вырвала свое существование... После падения советского режима эта общественная инфраструктура была приватизирована, как и большая часть того, что осталось от советской России. Не из-за часового наследия, которое было быстро брошено, а из-за обширного наследия недвижимости, идеально расположенной на окраине Санкт-Петербурга.
- Анализ российского рынка часов опубликован в Europa Star в 1992, и перспективы не были многообещающими. Большинство советских заводов не пережили падения режима. Ракета - одно из редких исключений.
Из примерно пятидесяти производственных линеек для компании «Ракета» (включая линию для производства волосковых пружин в часовом механизме) только одна была сохранена благодаря небольшому, решительному ядру уже немолодых работников. Именно с ними Дэвид Хендерсон-Стюарт столкнулся в 2010 году. С небольшой группой инвесторов, включая французского дизайнера русского происхождения Жака фон Полира, он выкупил бренд и инфраструктуру. К счастью, помимо ноу-хау сотрудников и горстки оставшихся машин, были сохранены все архивы и все проекты - все «серое вещество» «Ракеты». Именно на этой основе предприятие смогло быть реконструировано.
Русский до мельчайшей детали
Восстановление происходило вокруг одной ключевой идеи: в отличие от многочисленных современных часовых мастеров, которые пытались выдать себя за швейцарцов больше, чем сами швейцарцы такими являются, несмотря на то, что они находятся за тысячи километров от региона Юры, «Ракета» стремилась оставаться максимально русской. Экзотические, без сомнения, дизайнерские решения, если судить по традиционным часовым канонам, были взяты непосредственно из обширного каталога, датируемого золотым веком бренда. Внутренние механизмы были сохранены и модернизированы. Название «Ракета», как и оригинальное название, написано на циферблате на кириллице. Ни какой ошибки! Более того, в совет правления компании входит потомок династии Романовых (как и французский авантюрист и писатель Сильвен Тессон). Возможно, «нишевая» позиция, но стратегия, которую она полностью охватывает и провозглашает.
- Дэвид Хендерсон-Стюарт, генеральний директор «Ракета»
Как поклонники швейцарских часов, российских покупателей, несомненно, было труднее всего убедить в достоинствах этой стратегии: «В течение первых шести месяцев после того, как наши новинки поступили в продажу, в 2011 году ни один магазин в России не принимал их, даже под реализацию», - вспоминает Дэвид Хендерсон-Стюарт.
Но самым большим вызовом было создание новой, более молодой команды, чтобы обеспечить передачу ноу-хау первоначальных сотрудников компании «Ракета». Часовая профессия не пользуется особым уважением в стране. Некоторые новые сотрудники после четырех лет обучения, наконец, решили покинуть компанию, чтобы стать таксистами, которым платят лучше... Чтобы восполнить нехватку рабочей силы, «Ракета» решила создать свою собственную школу часового мастерства.
- С дизайнером Жаком фон Полие, Дэвид Хендерсон-Стюарт и группа инвесторов взяли в 2010 году компанию «Ракета» под свое управление. Интервью с Жаком фон Полие в выпуске Europa Star в 2012 году, сразу после поглощения.
Тем не менее, благодаря своей решительности бренд сумел занять свое место среди большого количества торговых точек страны. Сегодня у него три собственных бутика, и около ста сотрудников заняты тем, чтобы поставить фабрику в Санкт-Петербурге на ноги. В некоторых торговых точках России модели «Ракета» теперь выставляются рядом с Omega, Breitling и Girard-Perregaux - и это является предметом гордости Дэвида Хендерсона-Стюарта: «Со времен Фаберже, это должно быть первый раз, когда российская марка находится рядом с компаниями, которые занимаются производством предметов роскоши».
Нетрадиционные кодексы
Когда предприниматель объявил своим друзьям в Швейцарии, что он выкупил целую фабрику, многим было трудно в это поверить. Каждая новинка от «Ракета», средняя цена которой в настоящее время составляет около 1200 евро, основана на советской модели, дизайн которой был сохранен. Без сомнения, самой известной особенностью советского часового дела является «Большой Ноль», который в полдень заменяет обычные 12. Его можно найти на всех моделях Raketa.
- Модель «Авангард» от «Ракета» с характерной ей треугольной стрелкой.
С продукцией «Ракета» вы попадаете в другой часовой мир, который вырос самостоятельно, без воспроизведения западных канонов. И он преподносит множество сюрпризов. Например, модель «Русский кодекс», оснащенная усложнением, позволяющим стрелкам поворачиваться «назад» (следить за естественным движением планет в Солнечной системе); или круглые стрелки модели «Коперник» - или опять же треугольные стрелки линии «Авангард».
Дэвид Хендерсон-Стюарт: «Если бы мы приняли те же самые кодексы, что и все иностранные бренды, мы бы проиграли. Мы должны гордиться своей уникальностью». Последняя модель, выпущенная компанией «Ракета» - переиздание полярных часов советской эпохи - оснащена первым российским 24-часовым механизмом, специально созданным для полярной экспедиции в Антарктику. «Часы, пользующиеся большим спросом в интернете, но пока очень редкие, потому что было выпущено всего несколько часов», - говорит Дэвид Хендерсон-Стюарт. «Мы выпустим еще 200 копий.»
- Модель российского кодекса от Ракета. Найди особенность.
Работа по завоеванию российских потребителей продолжается в условиях все еще сохраняющейся привлекательности иностранных брендов. Но именно: выйдет ли Ракета на вершину во время вынужденной опоры на собственные ресурсы, что, несомненно, будет способствовать росту отечественных закупок?
Дэвид Хендерсон-Стюарт не хочет вкладывать бренд в чисто «национальное» обоснование. Как раз наоборот. Ракета теперь намерена и дальше интернационализировать свои продажи. Восемнадцать месяцев назад она создала дочернюю компанию в Европейском Союзе. Франция является для «Ракета» рынком номер один, пусть и скромным, но с тремя торговыми точками. В первую очередь, компания намерена использовать онлайн-сообщество советских любителей часов, чтобы оживить свой сайт электронной коммерции. Сегодня крупнейшая база онлайн-клиентов «Ракета» находится во Франции, Швейцарии, Великобритании и Северной Америке.
- Полярная модель, переизданная версия часов со времен советской экспедиции в Антарктику.
«Это клиенты, которые знают о часах и понимают ценность часов с внутренним механизмом и уникальной историей», подчеркивает предприниматель. Сначала часы массового производства, затем сувенирные часы, затем модернизированные, теперь «Ракета» намерена занять свое собственное, предполагаемое, уникальное место в новом, цифровом, мировом часовом сообществе.
Europa Star планировала посетить завод «Ракета» в Санкт-Петербурге в начале марта. Но пандемия внесла свои коррективы. Надеемся, мы сможем вскоре совершить нашу поездку.