highlight


Greubel Forsey — часы, мимо которых не пройдешь

Август 2006



Для Робера Гребеля и Стефана Форси 2006 год выдался удачным. Их первый потрясающий продукт Opus 6, созданный всего за шесть месяцев для компании Harry Winston, многие специалисты назвали самым интересным из тех, что были представлены в этом году на BaselWorld. Следующий громкий успех пришел к дуэту с их третьими “экспериментальными часами” — наклонным турбийоном 24 секунды. Сегодня мы расскажем об этих мастерах, пролагающих новые пути в царстве механического часового искусства.

Greubel Forsey — часы, мимо которых не пройдешь

Гребель и Форси


Судьба распорядилась так, что пути Робера Гребеля и Стефана Форси пересеклись в Швейцарии, хотя оба они в этой стране пришельцы. Робер Гребель родился в 1960 году во Франции в семье часовщика, и отец с малых лет стал посвящать его в таинства профессии. Окончив школу часового искусства в Морто и потрудившись какое-то время на семейном предприятии, Робер сосредоточился на сложных устройствах — стал работать в компании IWC в качестве создателя прототипов. Потом он перешел в Renaud & Papi, где быстро вырос до исполнительного директора и компаньона.
Стефан Форси родился в 1967 году в Сент-Элбансе, городке неподалеку от Лондона, славящемся морскими хронометрами. В тайны часовой механики его тоже посвятил отец. Пройдя курс часового искусства в техническом колледже “Хэкни” в Лондоне, Форси стал работать в Asprey, где занимался реставрацией часов. Затем он провел какое-то время в школе Wostep, где хорошо изучил сложные механические приспособления, а потом также перешел в Renaud & Papi. Большие устройства для боя, минутные репетиры, карийоны, турбийоны и вечные календари — все это прошло через его руки.
В 1999 году друзья отправились в свободное плавание, поставив перед собой цель изобретать и выпускать новые механизмы. В 2001-м в Ля Шо-де-Фоне они основали CompliTime SA — компанию по разработке сложных приспособлений для самых известных марок.
Одновременно дуэт работал над созданием собственной марки, которая получила название Greubel Forsey. Первый продукт с этим названием увидел свет в 2004 году на Базельской выставке и представлял собой их первое изобретение — двойной турбийон 30°. Премьера прошла на ура.


Greubel Forsey — часы, мимо которых не пройдешь


Двойной турбийон 30°
Друзья явили миру первый турбийон такого типа для наручных часов. Внутри большой платформы (диаметр 15 мм), которая совершает один оборот в четыре минуты, находится маленькая платформа, которая поддерживает спуск и балансовую пружину и наклонена под углом 30° градусов по отношению к большой. Малая платформа совершает один оборот в минуту. В целом обе платформы изготовлены из 128-ми различных элементов общим весом в 1,17 г.
Угол 30° был выбран для того, чтобы баланс никогда не оказывался в полностью горизонтальном положении. Он также позволил разработчикам использовать баланс больших размеров, тем самым за счет большего момента инерции изначально обеспечив более надежную регулировку. Более того, разница вращений обеспечила плавный переход баланса из одного положения в другое. В результате снизилась вероятность того, что баланс окажется в неблагоприятном положении. Подобного эффекта не удалось бы добиться, если бы обе платформы совершали один оборот в минуту или в меньший промежуток времени. Благодаря тридцатиградусному наклону второй платформы движение баланса является конусообразным — горизонтальное положение баланса никогда не будет полным. Как следствие, в работе баланса не будет резких отклонений, вызванных перепадом между горизонтальным и вертикальным положениями.
Однако когда часы оказываются на руке, положение баланса подвергается естественным изменениям. Эти изменения компенсируют размер баланса и его система переменной инерции. Великолепные творческие решения Greubel Forsey и идеально завершенная архитектура модели вернули турбийону его функциональность: отклонение в работе классического турбийона составляет +/– 7 секунд, а в работе турбийона Greubel Forsey — +/– 3-3,5 секунды.

Таинственная аббревиатура EWT
Столь высоких показателей удалось достичь благодаря уникальному объединению базовых исследований с полной разработкой и доработкой в рамках одной команды, которую мастера назвали EWT® — Experimental Watch Technology®. Подлинная лаборатория часового искусства, EWT дает возможность дизайнерам независимо осуществлять множество оригинальных экспериментов и тестов до тех пор, пока не будет найдено оптимальное решение.
EWT можно назвать системой из трех узлов: изобретение/ концепция, разработка/ конструирование, одобрение/ окончательный результат. Она была задумана как открытый клуб. Через EWT пропускается поток концепций, трехмерных моделей, прототипов и экспериментальных моделей.

Три проекта один за другим
На сегодняшний день через технологическую платформу EWT прошли три проекта. Первый — двойной турбийон 30°. Второй — дифференцированный сферический четверной турбийон, который прошел стадии разработки и конструирования и сейчас ожидает окончательного одобрения (выход в свет назначен на 2008 год). Третий — наклонный турбийон 24 секунды, который находится на стадии разработки и конструирования.
Вооруженные приобретенным во время разработки двойного тридцатиградусного турбийона опытом, Гребель и Форси жаждут добиться от своей второй модели абсолютной теоретической точности. Их идея состоит в объединении четырех турбийонов в одну систему, сердцем которой будет сферический дифференциал, способный постоянно распределять наличествующую энергию. Теоретически этот микромеханизм сможет обеспечить идеальную коррекцию мельчайших отклонений. “Так дифференциальный мост автомобиля распределяет крутящий момент между колесами, при этом допуская различную скорость вращения”, — объясняют дизайнеры.


Greubel Forsey — часы, мимо которых не пройдешь

Greubel Forsey — часы, мимо которых не пройдешь

Greubel Forsey — часы, мимо которых не пройдешь

Дифференцированный сферический четверной турбийон


Наклонный турбийон 24 секунды
В ходе роботы над дифференциальным четверным турбийоном творцам Greubel Forsey пришла голову еще одна идея, которая вылилась в третий проект. Решение подразумевает использование другой возможности, которую предлагает вращающаяся платформа, а именно поддержания максимальной скорости вращения. С ее увеличением возрастает и способность спуска уходить от “критических положений, вызванных земным притяжением”. То есть имеет место “погоня за сменой положений”.
Тем не менее проблем тут множество, начиная с большого потребления энергии на старте и дополнительных механических нагрузок. Возникла необходимость подумать над весом деталей — для опор турбийона был использован авиационный алюминий, а мосты изготовили из титана. Особого внимания потребовала и зубчатая передача. Необычная геометрия наклонной дополнительной шестерни стала объектом многих исследований.

Архитектура и театральность
Высокая скорость устройства (один оборот за 24 секунды вместо обычных 60-ти) позволяет значительно улучшить работу турбийона. Как и в случае с другими механизмами этой марки, архитектура турбийона напрямую связана с его техническими функциями и призвана ярко представить его работу.
Для Greubel Forsey визуальные и функциональные аспекты механизма и корпуса имеют такое же значение, как и их конструкция. Все должно работать на легкость восприятие этого “шедевра часового искусства”. Расположение различных элементов имеет целью “смягчить сложность” часов, одновременно дав владельцу возможность без проблем рассмотреть самое сердце всех систем.


Greubel Forsey — часы, мимо которых не пройдешь

Наклонный турбийон 24 секунды


Пример Opus 6
Этот подход прекрасно проиллюстрировала модель Opus 6, созданная в этом году для компании Harry Winston. Сами по себе часы, корпус которых напоминает о коллекции Ocean, являются идеальным примером особой эстетики и неординарного технического мышления Greubel Forsey. Интегрируя свой наклонный турбийон в их механизм, творцы освободили его от всей надстройки, позволив свободно пульсировать и вращаться. Вся зубчатая передача оказалась скрытой под большим мостом, и только балансовое колесо свободно движется над платиной. В результате имеем “театральный” эффект — многоуровневая структура (в ее формах символически обыгрывается цифра 6), содержащая интересные дополнительные циферблаты. Маленький секундный циферблат занимает “второй уровень” на метке “11 часов”, часовой и минутный индикаторы находятся на “третьем уровне”, состоящем из двух субциферблатов на коаксиальном диске, расположенном на метке “2 часа”.
Эта модель демонстрирует еще одну из многих замечательных характеристик Greubel Forsey — исключительный уровень отделки. Чистота механизма поднята на еще более высокий уровень за счет ручной шлифовки краев, полировки и зенкования всех деталей. Эта марка явно не желает никаких компромиссов, когда речь заходит о внимании к деталям.
С 2004 года, когда Greubel Forsey громко заявила о своем существовании, марка представила три изобретения, которые послужили убедительным доказательством ее эксклюзивности. Это часовое искусство, эстетика которого рождена его же чистейшей технической природой. Ничего подобного больше нигде не увидишь, поскольку это продукт творчества двух гениев. Труд Робера Гребеля и Стефана Форси заслуживает уважения тех, кто страстно влюблен в исключительные инструменты измерения времени.


Источник: журнал Europa Star август-сентябрь 2006