Система спуска веками называлась швейцарской. Однако еще до ее появления этой проблемой занимались самые выдающиеся часовщики, и каждый предлагал свое решение. Томас Томпион в 1695 году разработал спуск без отхода, который, несмотря на несовершенство конструкции, широко использовался в часовом деле вплоть до начала XIX века. Его версией был цилиндрический спуск, усовершенствованный Джорджем Грагамом в 1725 году. Устройство облегчило создание плоских часов, но требовало очень большой осторожности при изготовлении. Потом, в 1748-м, появился спуск Леруа. Швейцарский спуск был разработан Томасом Мюджем в 1759 году, но его было так трудно настраивать, что сам мастер от него отказался. Только в следующем веке этот спуск был доведен и адаптирован к качественным часам усилиями Жоржа Лешо. То был период активных технологических изысканий, важной частью которых были исследования в области часового дела, поразившие воображение очень многих людей. К ним, в частности, относился и будущий автор “Женитьбы Фигаро” Бомарше, который в 1752 году представил “двойной штриховой спуск”.
Спуск Робера Робэна
Робер Робэн (1742—1809), бывший часовщик короля Людовика XVI, был человеком своего времени и в 1791 году представил спуск, созданный на основе швейцарского и хронометрового спусков. Эта необычная изобретательная комбинация позволяла использовать преимущества обоих устройств — эффективность хронометрового и надежность швейцарского спусков. Однако несмотря на эти достоинства “спуск прямого действия” Робэна не стали использовать— устройство имело огромный дефект. Геометрия спуска делала его чрезвычайно чувствительным к ударам и встряске. Кроме того, он был очень сложен в производстве, поскольку требовал такой точности изготовления отдельных частей, которая в то время была технически невозможна. Поэтому спуск Робэна вместе со многими другими был отправлен в архив, и началось безраздельное господство швейцарского спуска.
Направление исследований
Часовщики тем не менее не прекращали попыток улучшить точность, надежность и прочность часов. Исследования активизировались в середине 80-х годов XX века, когда началось возрождение культа механических часов. Работа шла в двух направлениях. Первое заключалось в усовершенствовании швейцарского спуска, особенно в плане материалов (например, стали использовать силикон), смазки (улучшилось качество масел) и геометрии (например, профиля зубцов).
Второе — эволюция самого спуска, которая привела бы к появлению новых механизмов. Это был малоизведанный путь, поскольку единственной инновацией до тех пор считался коаксиальный спуск, разработанный Джорджем Дэниелсом в 1988 году и принятый маркой Omega, которая снабдила этой системой
большинство своих часов.
Новый спуск AP
Преимущества нового спуска Audemars Piguet
Audemars Piguet выбрала второй — инновационный — путь и решила не улучшать швейцарский спуск, а разработать новый тип этого устройства.
Часовщики Audemars Piguet оттолкнулись от спуска Робэна, но создали совершенно новую систему прямого импульса с достоинствами, которых нет у механизмов других компаний.
Спуск Робэна лег в основу нового устройства, но в него были внесены существенные изменения. Во-первых, был устранен главный недостаток оригинала — чувствительность к ударам и встряске. Благодаря новому “штифту безопасности”, который предотвращает любое случайно смещение “вилки”, новый спуск Audemars Piguet абсолютно защищен от любой встряски. И это лишь одно из целого ряда его преимуществ.
Швейцарский спуск (непрямой импульс) и спуск Audemars Piguet (прямой импульс)
1. Использование спуска прямого импульса означает, что энергия направляется от спуска к балансу непосредственно, без участия рычага. Следовательно, по сравнению со швейцарским рычажным, этот спуск имеет меньше деталей. В результате повышается КПД устройства, и эту разницу можно выразить в
цифрах. При использовании швейцарского спуска он сам поглощает 65% энергии, а спуск Audemars Piguet — 48%.
КПД становится еще выше, поскольку импульс, приводящий в движение баланс, является прямым. На два колебания приходится только один импульс. Это означает не только большую “производительность”, но и меньшее количество помех при настройке.
Плоскость импульса меньшей длины (L) исключает потребность в смазке
2. Следующее преимущество — геометрия спуска Audemars Piguet. Длина плоскости импульса паллеты уменьшена и смазка не требуется, что облегчает уход за часами, поскольку отсутствует жирная паста, образующаяся после испарения масла.
Больший КПД означает увеличение резерва рабочего времени: чем меньше механизм потребляет энергии, тем дольше он работает. Это достижение объясняется отсутствием смазки, в результате чего частота может превышать 36000 пк/час. Если бы механизм требовал смазки, то увеличение частоты представляло бы опасность, поскольку тогда масло выплескивалось бы за его пределы. А так можно достичь частоты в 43200 пк/час.
“Штифт безопасности” предохраняет спуск АР от последствий ударов и встряски
3. Слабое звено спуска Робэна — высокую чувствительность к ударам и встряске — мастера устранили, переработав форму деталей системы и добившись высочайшей точности их изготовления. “Штифт безопасности” не дает “вилке” сместиться и исключает возможность расцепления (случайного перепрыгивания через зубец анкерного колеса) и подрагивания (неровного движения “вилки” от одного ограничительного штифта к другому).
Две волосковых пружины развернуты на 180 [1]одна относительно другой, что гарантирует улучшение баланса и регулировки
4. Точность работы спуска обеспечивают две волосковых пружины — одна расположена над другой, но развернута по отношению к ней на 180 градусов. Такое расположение оптимизирует механическую точность, автоматически компенсируя возможные отклонения в равновесии баланса. Оно также обеспечивает лучшую регуляцию за счет замещения завершающей дуги, которого очень трудно добиться в одинарном барабане.
Audemars Piguet пять лет проводила испытания и доказала, что ее новый спуск обеспечивает стабильную работу в течение очень долгого времени.
Премьера для публики
Audemars Piguet представила новый спуск публике, поместив его в модель Cabinet №5 из коллекции Tradition of Excellence. Там “соседом” нового устройства стал оригинальный вечный календарь с линейным дисплеем. Это дерзкий проект как с технической, так и с эстетической точек зрения. Хорошие технические решения, трехмерная архитектура, возможность увидеть “бьющееся сердце” часов — прекрасное обрамление нового спуска, двойного барабана и баланса переменной инерции. Современность такого подхода к часовому делу подчеркивает и дизайн смещенных от центра дополнительных циферблатов. Красные цифры дней пущены по кругу основного циферблата для часов и минут, месяц появляется в окошке, расположенном на метке “12 часов”, день недели — в окошке, расположенном на метке “6 часов”, високосный цикл указан между метками “12” и “1”. На метке “7 часов” находится другой циферблат — для независимой апериодической секундной стрелки. Индикатор резерва хода (7 дней, или 168 часов) — это еще один циферблат, расположенный на метке “11 часов”.
Cabinet N° 5
Легкости восприятия соответствует легкость пользования: календарь устанавливается с помощью кнопок и корректоров, расположенных в центральной части корпуса. Возможна установка времени в обратном порядке и даже при работающем вечном календаре без риска повреждения механизма. Апериодическую секундную стрелку, которая совершает один прыжок в секунду, можно остановить, не нарушая работы часов.
В задней части часов видны два барабана, которые при повороте открывают гравировку — Audemars Piguet и Tradition d’Excellence. Эти барабаны можно разглядеть и сквозь заднюю крышку корпуса, которая защищена сапфировым стеклом. Их декоративность подчеркивает техническое совершенство часов.
Часы из платины выпущены лимитированной серией в 20 экземпляров и наверняка приведут в восторг коллекционеров, которые смогут гордиться тем, что владеют моделью, ознаменовавшей начало эры нового спуска. Audemars Piguet уже объявила, что со временем снабдит им все выпускаемые ею часы.
Источник: журнал Europa Star август-сентябрь 2006