Эти слова резюмируют все сложности изготовления часов с полным боем. Много лет тому была Gerald Genta, и Филипп Дюфо в свое время выпустил шесть моделей, но больше почти никто не отваживался отправиться на поиски этого Священного Грааля часового искусства. Кроме того, не следует путать часы с полным боем (grande sonnerie) с репетиром. Репетир по определению отбивает часы, и его механизм приводится в действие по желанию владельца. А механизм полного боя не только выполняет функцию репетира, но и, подобно настенным или напольным часам, отбивает часы и четверти часа. А вот это уже настоящая сложность.
Франсуа-Поль Журн продолжает: “Проблема заключается в том, что владелец таких часов, чтобы уметь ими пользоваться, сам должен быть мастером часового дела. Я хотел сделать часы с полным боем, которыми мог бы пользоваться восьмилетний ребенок.
Следовательно, я должен был найти новую концепцию — часы, которые были бы очень традиционными и в то же время современными и функциональными”.
Забыть обо всем
Франсуа-Поль Журн для начала “забыл обо всем” и начал с чистого листа. После нескольких лет раздумий он нащупал верное решение. Сначала был создан “челнок”, двигавшийся между его чертежной доской и техническим бюро. Потом началась работа над прототипом. Их потребовалось шесть или семь, пока в августе
2005 года модель не была готова — со всеми необходимыми спецификациями и обоснованием возможности выпуска четырех штук в год.
Итак, чем же она отличается от своих предшественниц? Во-первых, Grande Sonnerie Souveraine (“Повелитель полного боя”) имеет только одну пружину. Пружина прикреплена к центру вала, вокруг которого она раскручивается, приводя в действие механизм боя. В то же время внешняя часть вала приводит в движение зубчатую передачу механизма часов, действуя в обратном направлении. Эта запатентованная новинка позволяет заводить часы и механизм боя обычным способом, то есть в одном направлении (что исключает
действие, которое может случайно повредить механизм).
Эта особенность модели также требует очень точного равновесия сил, поскольку нужно сохранить как автономность часового механизма, так и силу удара молоточков. Молоточки бьют по гонгу 96 раз в течение 24-х часов (если считать все часы и все четверти часа), а это в общей сложности 600 ударов, генерируемых внутри механизма. (Для сравнения: минутный репетир взводится с помощью специального замыкающего устройства каждый раз, когда владелец часов хочет услышать их бой, и производит максимум 30 ударов.)
Одна только эта деталь свидетельствует о сложности регулирования энергии полного боя. В отличие от других мастеров, Франсуа-Поль Журн использовал не два барабана, а только одну пружину, как это было описано выше. Он говорит: “Чудесным образом все начало работать с первого раза. В противном случае пришлось бы переделывать весь привод механизма боя, поскольку у нас недоставало бы энергии для часового колеса”.
Множество патентов
Еще одной особенностью (также запатентованной) этой модели является ее резерв хода. Что должен был указывать этот индикатор: запас хода часов или запас энергии привода механизма боя? На циферблате не видно никакой градуировки — потому что информация поступает из трех разных источников: от пружины (о степени ее завода), от механизма часов и от привода механизма боя (об уровне расхода энергии).
Объясняется это различием в распределении энергии в зависимости от активации боя. Если бой отключен, часы имеют резерв хода в пять дней. При режиме неполного боя (отбиваются часы и по одному удару приходится на каждую четверть часа) резерв хода сокращается до 60-ти часов. При режиме полного боя (отбивается каждый час, а каждые четверть часа отбиваются час и количество миновавших четвертей часа). Резерв хода составляет 24 часа. По прошествии 24-х часов режим полного боя отключается, но часы идут еще сутки без боя.
Однако простота пользования моделью Grande Sonnerie Souveraine этим не ограничивается. Франсуа-Поль Журн хотел сделать свои часы водонепроницаемыми и добился этого, использовав небольшую кнопку с колонным колесом и завинчивающийся заводной ключ. Когда заводной ключ отвинчивается с целью корректировки времени (это можно делать в двух направлениях, что не свойственно часам с полным боем), механизм боя автоматически блокируется и исключается возможность его случайного повреждения.
Другой важной деталью является вал преобразователя энергии. Этот вал расположен не сбоку, а по центру часов, что позволило сделать преобразователь больше тех, что применяются в карманных часах. В результате пользоваться часами стало удобнее и безопаснее. Еще одним новшеством этой модели является очень быстрая активация боя. Это изобретение также запатентовано.
Последним ноу-хау является расположение гонгов. Они не круглой формы и не размещены по всему корпусу, то есть не занимают место, предназначенное для механизма. Собственно, они и не являются гонгами в обычном понимании этого слова. Это, скорее, “тарелки” — плоские резонаторы с высокими акустическими характеристиками. Их можно видеть сквозь отверстие в циферблате.
Без компромиссов
Франсуа-Полю Журну надо отдать должное: разрабатывая дизайн Grande Sonnerie Souveraine, он не поддался искушению богатого декорирования. Дизайн модели отличается строгостью, чистотой и простотой — невероятная сложность часов скрыта под скромным, но безупречным внешним обликом. Корпус выполнен из стали (Журн впервые работал с этим сплавом), и мастер имел все основания для принятия такого решения. Часы звучат выше всяких похвал, потому что сталь проводит звуковые волны гораздо лучше других материалов. На удивление компактный механизм с его мощной архитектурой поставлен на платину и мост из золота. Этим видом можно любоваться благодаря задней крышке из прозрачного сапфирового стекла.
Эти не имеющие аналогов часы (их цена без учета налогов колеблется в районе 650000 швейцарских франков) стали очередным доказательством того, что Франсуа-Поль Журн является великим мастером не только на словах. Его произведение — вершина часового искусства.
Источник: журнал Europa Star апрель-май 2006