highlight


Восход красной звезды: визит на китайскую часовую фабрику

English 中文
Март 2008


Думаете, часовая фабрика, расположенная в Китае, сильно отличается от таковой в Швейцарии? Некоторые отличия, конечно же, есть, однако что до самого производства часов, обе во многом схожи. Благодаря Genender International и одному из их клиентов — NakedWatch, нам удалось побывать на китайской часовой фабрике.


Восход красной звезды: визит на китайскую часовую фабрику

Экстерьер китайской часовой фабрики; первичный контроль качества; сборка кварцевых и механических часов; дизайнерский отдел фабрики; склад деталей часов; тестирование на водонепроницаемость


Миграция минимальных издержек
Такому явлению, как минимизация производственных затрат, свойственна географическая миграция. Так, производство самых дешевых кварцевых часов началось в Японии, переместившись затем в Гонконг (и на Тайвань), а после и на материковую часть Китая. На каждом из этих этапов требовалось обучить рабочих, закупить оборудование, наладить инфраструктуру и запустить производство. Ныне дешевое производство покидает даже Китай, перебираясь в Таиланд, Индию и Вьетнам. Поднаторев в часовом деле, китайские рабочие стали квалифицированнее, расходы на оплату труда и другие связанные с ними затраты возросли, и компании, стремясь сохранить рентабельность, вынуждены браться за производство иных, более дорогостоящих изделий.
Пока что в Китае этот процесс только набирает обороты, однако жареным уже попахивает.

Фабрика
Фабрика, которую мы посетили, расположилась в маленьком городке Лонконг, что неподалеку от Шеньчжень. В окрестностях Шеньчжень много часовых фабрик и, как и в швейцарской долине Юра, множество поставщиков рассредоточено по всему региону. Поскольку многие компании начинали свою деятельность в Гонконге, расположенный неподалеку от него Шеньчжень оказался удачной альтернативой Гонконгу для переноса производства.
Кроме часовых фабрик, ничего особо примечательного в этом регионе нет, в особенности в Лонконге. Большинство фабричных рабочих — приезжие из других частей страны. Они прошли обучение на фабрике и теперь здесь же работают, проживают и питаются.
Общежития для рабочих с их маленькими комнатами являют собой нечто невзрачное, но ведь люди приезжают сюда зарабатывать: на периферии средняя зарплата рабочего составляет 200 юаней в месяц, тогда как в Шеньчжене среднемесячная зарплата равна 1000 юаней (примерно 100 евро).
Посещенная нами фабрика принадлежит совместному предприятию, организованному компаниями Genender International и Sonman Industrial Limited, и функционирует уже восемь лет. В месяц она производит 100 000 пар часов, 10% которых являются механическими.
“Производство часов требует многих деталей, так что Шеньчжень — это отличное место для размещения часового производства, — говорит Фреди Чен, владелец Perriland Ltd., дочерней компании Sonman. — Фабрика работает пять дней в неделю, иногда сверхурочно по субботам и воскресеньям. Рабочий день в среднем длится с 9 утра до 6 вечера. Отпуск для рабочих не предусмотрен. Лишь на китайский Новый год фабрика не работает в течение недели, и рабочие разъезжаются по домам”.
Уровень качества растет в Китае уже не первый год. Genender International со дня своего основания в 1937 году занимается торговлей часами.


Восход красной звезды: визит на китайскую часовую фабрику

Турбийон; скелетонизированный и декорированный механизм для Naked Watch; фабричная столовая; мастерская по изготовлению прототипов; подготовка к транспортировке; сборка часов


“Одно время весь бизнес велся в Швейцарии, — вспоминает Алан Дженендер, исполнительный вице-президент и директор по ВЭД Genender International. — Затем дела переместились на Тайвань, потом в Гонконг, а в середине и конце 1980-х производители начали перебираться в Китай. Сегодня здесь отличная инфраструктура. Большинство механизмов китайского производства. Другие наши фабрики работают с механизмами японского производства, а также механизмами ETA и Ronda. Многие производители комплектующих и циферблатов переехали в Китай из Тайваня, хотя по-прежнему держат там офисы”.

Экскурсия
Сказать по правде, особых отличий между китайской часовой фабрикой и швейцарскими фабриками, на которых мне довелось побывать, я не обнаружил. Безусловно, швейцарские фабрики чище, производство организовано там лучше, а стоимость их готовой продукции выше. Но за этими исключениями китайскую фабрику можно было бы запросто перевезти в долину Юра, и она бы органично там смотрелась.
Основным видом деятельности фабрики Perriland/Genender/NakedWatch является сборка часов и контроль качества. Как и швейцарские часовые компании, фабрика закупает механизмы и комплектующие и своими силами собирает из них часы.
Персонал фабрики насчитывает порядка 260 человек, сократившись с 350-ти в прошлом году. По словам Чана, квалифицированных рабочих удержать сложно.
Знакомая ситуация?
В ходе экскурсии мне показали все этапы производства, характерные для большинства швейцарских часовых фабрик: разработка моделей, закупка комплектующих, контроль качества, сборка и производство, тестирование (на водонепроницаемость в том числе), приладка ремешка, окончательный контроль качества, отгрузка и т. п. Фабрика произвела хорошее впечатление, она отлично приспособлена для производства кварцевых часов в больших объемах. Ныне она также выпускает небольшие партии механических моделей часов, в числе которых даже модель с турбийоном.


Восход красной звезды: визит на китайскую часовую фабрику

TOURBILLON, MALCOMB и MAXWELL от NakedWatch


Механические калибры
“Для наших проектов с NakedWatch мы главным образом используем продукцию Seagull (компании, базирующейся в Шанхае), в особенности для производства турбийонов, — говорит Алан Дженендер. — Их механизмам присуще стабильное качество. Китайцы занимаются производством механических калибров весьма долгое время. Когда весь мир переключился на кварц, китайцы сохранили приверженность механическим часам. Seagull производит наиболее качественную продукцию, однако, кроме нее, существует еще три-четыре крупных производителя”.
Компания NakedWatch появилась шесть лет назад. Целью ее создания было предложение качественных скелетонизированных механических часов по доступной цене. “Мы считаем, что выпускаем качественные и недорогие часы, — говорит Даг Флэнтидж, вице-президент по продажам и маркетингу NakedWatch. — Батарейки нам претят. У нас в Колорадо мы заботимся о природе. Нам по душе механика, и мы стараемся подчеркнуть красоту механизма, поэтому производим только скелетоны. Мне близок дерзкий, чистый стиль. В этом наша философия”.
Цены на продукцию NakedWatch варьируются в диапазоне 200–479 долларов. Также ожидается появление нового турбийона, цена которого еще не анонсирована. “Это турбийон ручной работы с возможностью изготовления под заказ, — поясняет Флэнтидж. — Мы хотим предложить потребителям настоящий турбийон, изготовленный с учетом их пожеланий, в позолоченном либо цельном корпусе из розового или желтого золота. Мы не смогли отыскать на рынке настоящий скелетонизированный турбийон, изготовляемый под заказ, по цене ниже 100 000 долларов, тогда как мы сможем предложить его за десятую часть этой суммы”.
Дела у NakedWatch, изготовившей и продавшей 3000 часов в 2007 году, идут неплохо. Основная доля продаж компании приходится на прямые продажи через ее веб-сайт, однако она также начинает налаживать сотрудничество с ретейлерами в США и других странах.
“Наша продукция попала в розницу лишь потому, что ретейлеры начали сами к нам обращаться, — говорит Флэнтидж. — Наша основная проблема заключается не в китайских механизмах. Дело в том, что люди не знают о нашей продукции. Нам удалось завоевать себе поклонников в часовой отрасли. Марка NakedWatch мало известна в широких кругах, однако у нас состоялись многообещающие переговоры с ведущими ретейлерами относительно поставок им продукции в 2008 году”.
“Перспективы NakedWatch заманчивы. Наша миссия — предложение скелетонизированных часов по доступной цене. Обязательно с механизмами китайского производства. В будущем мы планируем использовать швейцарские механизмы. В этом году также ожидается появление хронографа”.

Перспективы
Швейцарской часовой отрасли пока рано беспокоиться по поводу Китая.
“На мой взгляд, китайским механизмам будет сложно непосредственно конкурировать со швейцарской продукцией, — говорит Дженендер. — Китайцам недостает продуманного маркетинга. Швейцарские же производители весьма преуспели по этой части. Китайцы умеют копировать, осуществлять производство, однако, что-либо изготовив, не знают, куда это все сбывать. Во-вторых, швейцарская отрасль в гораздо больших объемах использует драгоценные металлы, что не характерно для китайцев. Большинство китайских производителей боятся иметь с ними дело, опасаясь краж в ходе производства”.
Китайские механизмы активно проникают на рынок. Никто не верит в то, что в обозримом будущем Китай сможет потеснить Швейцарию, однако китайские механические калибры определенно нашли свое место на рынке.


Источник: журнал Europa Star февраль-март 2008