Одним из таких “оборонительных и цеховых” союзов является Часовая академия независимых создателей (Academie Horlogere des createurs independents, AHCI), в которую кроме ван дер Клау входят мастера, не требующие представления: Свенд Андерсен, Феликс Баумгартнер, Франсуа-Поль Журн, Вьянне Альте, Питер Спик-Марин и Антуан Прециузо. Все академики кроме умения создавать сверхсложные часы обязаны быть новаторами и уметь не только изобрести, но и продать свой товар. Одним словом, непризнанных гениев здесь не держат.
Planetarium 2000
Как и большая часть именитых часовщиков, ван дер Клау начинал с реставрации старинных механизмов, досконально изучив наследие предшественников. Несмотря на оглушительный успех его астрономических часов на базельских выставках в 1990-м и 1992 годах, он не стал ставить свое имя на поток, а сосредоточился на создании сложных часов лимитированными сериями.
Как уже было отмечено, признание коллекционеров и ценителей он заслужил в первую очередь своими астрономическими часами. Например, модель Planetarium — это едва ли не самый малый механический планетарий в мире, показывающий движение семи планет вокруг Солнца и их положение относительно созвездий Зодиака. При этом он является лишь частью циферблата, на котором к тому же смогли уместиться отдельные счетчики даты и месяцев.
Следующая широко известная модель, получившая название Astrolabium, показывает движение Солнца и Луны относительно годового и зодиакального кругов. Маленькие “драконьи” стрелки закрывают их, отмечая лунные и солнечные затмения, но модели светил также движутся относительно друг друга по отдельным орбитам, что более привычно для человеческого взгляда. Как и в Planetarium, часы приводятся в действие почти полностью переработанным калибром ЕТА 2824-2, работающим почти во всех “вселенских” часах.
Astrolabium 2000
Но самым интересным получился один из вариантов Astrolabium, а именно модель Mondial, показывающая движение небосвода относительно места, где находится владелец часов. Установив время в месте пребывания, можно отследить движение Солнца, Луны и созвездий над самыми крупными городами мира. Для того чтобы картина получилась достоверной, мастеру пришлось отказаться от традиционной разметки суточного круга, вынеся на движущуюся шкалу все 24 часа, заставив метки часов двигаться относительно неподвижных континентов и городов. При этом города расположены строго на своих меридианах, вытекающих из центра (Северного полюса) циферблата.
Mondial CK1-2
Чуть более простой с точки зрения зрелищности, но никак не менее интересной у мастера получилась модель Eclips. В верхней части циферблата расположен наполовину закрытый гильошированной пластиной счетчик, вверху которого движутся два отдельных наложенных один на другой круга со значками Солнца и Луны. Они не только отмечают день и ночь, но и показывают ход светил относительно друг друга, отмечая затмения.
Eclips 2001
Важно, что часы привлекают внимание не только занятными усложнениями, но и безупречным исполнением. Даже самые мелкие детали корпуса и механизма тщательно проработаны и затейливо украшены ручной гравировкой. Но ни одна из составляющих частей часов не перетягивает на себя все внимание — они воспринимаются именно как гармоничный цельный объект, в котором достойно внимания все, включая самого мастера.
Источник: журнал Europa Star август-сентябрь 2009