Часовое искусство по природе своей декоративно. Первые часы-аксессуар поражали роскошью и великолепием и тут же стали излюбленным украшением сильных мира сего. При этом особой точностью они не отличались — их основная ценность заключалась не в функциях, а в декоративной пышности. С тех пор художественные ремесла и часовое искусство неразлучны и в радости (преимущественно), и в горе (достаточно вспомнить многочисленные образчики пафосного китча, коих немало накопилось за годы часовой истории).
Этот союз художественных и технических ремесел переживал свои взлеты и падения. В результате появления высокоточного часового искусства и, позже, незыблемых правил Баухауса, установившего “главенство функции над формой”, декорационная составляющая на некоторое время ушла в тень, но не исчезла совсем. Однако преемственность художественных ремесел резко сократилась — целые техники канули в лету, многие находились на грани полного исчезновения.
И все же в последние годы художественные ремесла с триумфом возвращаются на часовую сцену: все больше марок привозят на SIHH и BaselWorld коллекции Métiers d’Art. Но в чем же причина такой популярности?
- Увеличенное изображение маркетри из соломки (Hermès)
Причин собственно несколько, и вместе они представляют мини-феномен. Художественные ремесла обрели стратегическое значение. С их помощью целый ряд международных марок надеется пробиться в высшие эшелоны отрасли, причем не за счет сверхприбылей (такие модели подразумевают исключительно ограниченные объемы производства и потому не могут считаться основным источником прибыли), а с точки зрения престижа и имиджа марки.
Не стоит забывать и о других факторах немаркетингового характера. Подходит к концу эра больших прорывов в часовой механике, долгое время остававшейся определяющим элементом эстетики часов. Механика в какой-то мере перешла на циферблат — множество современных моделей с гордостью демонстрируют свое техническое содержимое, ставшее новой формой украшательства. Механика служит полноценным украшением, зачастую ценой ненужных излишеств. Сегодня в результате кризиса наблюдается возвращение к сдержанности и классике. Ультратонкие часы с чистым, лаконичным циферблатом пользуются все большей популярностью. Вслед за ними и традиции художественных ремесел переживают возрождение, став своеобразным противовесом царящей повсеместно технической стилистике. В этом контексте особую роль обретает уникальная работа мастера-декоратора, отражающаяся на ассортименте в целом. Сейчас принято иметь в штате собственного специалиста по работе с перьями, художника-мозаика, создающего маркетри из соломки или камней, эмальера и гравера. А еще лучше объединить разные художественные ремесла, чтобы выработать единый творческий подход и избежать вполне реальной угрозы их тривиализации.
Всплеск популярности ремесел при всей своей положительности принес с собой одну неутешительную тенденцию: большинство применяющих их марок идут путем простого воссоздания наследия прошлого, в наше время утратившего свою актуальность. Гораздо реже встречаются попытки адаптировать художественные ремесла под эстетические потребности настоящего. И, тем не менее, некоторые марки выбирают такой подход, обращаясь к абстрактному искусству и черпая вдохновение в художественных направлениях, близких нашему времени, как то импрессионизм или кубизм… Честь им и хвала, ведь именно они готовят почву для настоящего возрождения художественных ремесел, кардинально отличающегося от простого копирования достижений прошлого.
Искусство и ремесла:
Искусство и ремесла - PATEK PHILIPPE - ностальгия или взгляд в будущее?
Искусство и ремесла - VACHERON CONSTANTIN - художественные ремесла: формула долговечности
Искусство и ремесла - BOVET - искусство гравировки
Искусство и ремесла - Искусство гильоширования
Искусство и ремесла - ANGULAR MOMENTUM & MANU PROPRIA
Искусство и ремесла - PASCAL VAUCHER - искусство и метод
Искусство и ремесла - Дамасская сталь от GOS WATCHES
Искусство и ремесла - ROGER W. SMITH
Искусство и ремесла - Галереи
Источник: журнал Europa Star декабрь 2013 - январь 2014