В 2005 году Maurice Lacroix приняла решение начать процесс вертикальной интеграции производства, чтобы стать полноценной мануфактурой. Важность такого решения стала особенно очевидной после заявления Swatch Group о планах постепенного снижения объемов поставок своих механизмов другим маркам.
Однако одним из последствий такого судьбоносного решения стало повышение средней цены на часы Maurice Lacroix с 2700 до почти 5000 швейцарских франков. Реализация стратегии сопровождалась массовыми инвестициями во всестороннее рекламно-информационное сопровождение, в частности, была развернута широкая рекламная кампания по продвижению действительно революционной модели Mémoire1. К сожалению, ее конструкция оказалась слишком сложной и модели так и не суждено было появиться на свет. В 2008 году под давлением финансового кризиса Maurice Lacroix принимает решение о пересмотре стратегического направления развития. Компанию покидает ее глава Филипп Мерк ради руководящей должности в Audemars Piguet.
В 2009 году бразды правления принимает Мартин Бахманн. Maurice Lacroix решает сосредоточиться на ценовом сегменте 1000–5000 швейцарских франков, не забывая выпускать инновационные, а главное запоминающиеся модели стоимостью от 2000 до 12 000 швейцарских франков. Отличным примером такого предложения могут послужить Roue Carrée и новинка этого года, потрясающая Seconde Mystérieuse. Эти ключевые модели обладают одним очень важным преимуществом — они олицетворяют часовое искусство согласно философии Maurice Lacroix: яркий, мгновенно узнаваемый архитектурный стиль, сочетающий в себе лучшее из классического часового мастерства и графического модернизма.
- Left: The movement of the new Masterpiece Seconde Mystérieuse
В 2011 году группа DKSH, ведущий провайдер услуг “по развитию рынков”, выкупила контрольный пакет акций в Maurice Lacroix. Мартина Бахманна на посту управляющего директора марки сменил Марк Глэзер, в течение многих лет работавший в различных подразделениях Maurice Lacroix.
Огромный потенциал
По мнению Марка Глэзера, “ценовой сегмент 1000–5000 швейцарских франков имеет огромный потенциал, поскольку многие швейцарские марки предпочли уйти из этого сегмента. Мы твердо намерены занять здесь лидирующие позиции”, — сообщил он в беседе с Europa Star.
“Наша сила в уникальном позиционировании коллекции. Но мы еще не достигли того уровня известности, которого заслуживаем. Мы стремимся к этому — наша стратегия на ближайшие пять-десять лет остается без изменений”, — подчеркивает он. У него есть все причины для такой уверенности — производственные ресурсы компании.
Речь идет не только о коммерческих возможностях DKSH, обладающей разветвленной розничной сетью, в особенности в азиатском регионе (Maurice Lacroix ежегодно выпускает 90 000 часов, которые поступают в 3000 точек продаж), и стилистической безупречности ассортимента марки. В арсенале Maurice Lacroix серьезный производственный комплекс, не до конца интегрированный, зато прекрасно организованный.
- Masterpiece SQUELETTE by Maurice Lacroix
Система Maurice Lacroix покоится на трех отдельных производственных объектах, гармонично дополняющих друг друга. Все три находятся в швейцарской Юре в городке Сеньележье: Maurice Lacroix SA занимается разработкой механизмов, отделкой часов, сборкой и размещением в корпусе; Manufacture des Franches Montagnes (MFM) выпускает большинство компонентов для мануфактурных механизмов Maurice Lacroix; а Queloz является производителем корпусов премиум-класса. И MFM, и Queloz выполняют заказы не только для Maurice Lacroix, но и для других марок высшего эшелона.
Сборочный комплекс
Основная компания Maurice Lacroix размещается в полностью отреставрированном здании. Вся ее деятельность построена вокруг сборки механизмов и часов. Здесь нет “стружки” (от фр. copeaux, профессиональный слэнг, означающий производство компонентов). Изготовлением деталей занимаются разные подрядчики из Юрского региона. Исключение составляют мануфактурные механизмы, компоненты для которых предоставляет сестринская компания MFM. В настоящее время у марки имеется 12 стопроцентно мануфактурных калибров, оснащающих в общей сложности 3000 часов в год. Для сравнения, общий объем механизмов марки составляет 90 000 в год (половина из них кварцевые калибры). Эти мануфактурные механизмы разрабатываются исключительно силами проектно-конструкторского отдела марки, в котором трудятся десять часовщиков, конструкторов и аналитиков. Детальные планы, допустимые погрешности, технические чертежи, планы механической обработки, подбор инструментария, перечень задач, карты технологического процесса и сборки – все это разрабатывается здесь, в этом отделе, который также отвечает за проверку механизмов сторонних производителей (в основном ЕТА или Sellita для механических моделей с обязательным соответствием стандартам Swiss Made).
К этим двенадцати мануфактурным механизмам под общим названием Masterpiece относится калибр ML 106 с интегрированным хронографом и его скелетонизированная версия ML 106–7, ML 150 с функцией ретроградного календаря, ML 151 с двойной ретроградной индикацией, механизмы с “квадратными колесами” ML 153 и ML 156, ML 152 и ML 192 с ретроградным индикатором фаз луны и последнее пополнение, механизм ML 215 с “загадочной” секундной стрелкой, дебютировавший в этом году на BaselWorld, где в один миг были раскуплены 250 экземпляров оснащенной им модели.
Эти мануфактурные механизмы и усложнения (такие как Pontos excentrique), а также усложнения от внешних поставщиков, в том числе Dubois-Dépraz, собираются в мастерских в Сеньележье, где работают сто высококвалифицированных мастеров. В зависимости от сложности конструкции, механизмы собираются либо на полуавтоматических линиях, либо полностью вручную. Поэтому делается все возможное, чтобы обеспечить оптимальную сборку и размещение в корпусе. На всех этапах производства и сборки проводятся самые разнообразные тесты.
В самом сердце сборочного цеха расположился центральный склад, где на двухэтажных стеллажах хранится 25 тонн компонентов. Управление работой склада осуществляется современной компьютеризованной системой, позволяющей марке реагировать на изменения в потребностях рынка буквально в режиме реального времени. Каждому экземпляру часов присваивается свой серийный номер для обеспечения эффективного отслеживания всех выпускаемых продуктов.
MFM, производство компонентов
Неподалеку от центральной компании находится здание Manufacture des Franches Montagnes (MFM), основанной в 2006 году и уже через год наладившей выпуск первых компонентов. На начальных этапах MFM работала только с Maurice Lacroix. Сегодня две трети ее производства составляют заказы для третьих марок (в основном премиум-класса). MFM специализируется на фасонном обтачивании и фрезеровании. Сочетание этих двух техник позволяет изготавливать зубчатые колеса с погрешностью до нескольких микрон на одном станке, на котором осуществляется одновременное обтачивание и фрезеровка зубцов. Благодаря этому удается значительно сократить производственный период и затраты.
Производство MFM крайне любопытно устроено. Каждый мастер работает над проектом один, неся ответственность за все этапы. Мастера, работающие на станках, получив чертежи компонента, приступают к компьютерной симуляции, загружают созданную программу в станок, проводят тестирование задействованных инструментов и лишь после этого приступают к непосредственному изготовлению компонента. В случае платин такой подготовительный процесс может растянуться на неделю. Перед запуском в массовое производство первая пробная платина должна пройти скрупулезную проверку и получить разрешение на производство.
For Maurice Lacroix, MFM produces all movement components except the escapement. The workshop is still dependent on outside suppliers for these moving parts but intends to achieve 100% vertical integration soon by installing the capacity to burnish components. The finishing operations are also carried out here: trimming, filing the attachments, bevelling and polishing.
Queloz, производство корпусов
Компания Queloz находится все в том же Сеньележье и специализируется на производстве высококлассных сложных корпусов. Ее возможности составляют от 1000 единиц самых простых моделей и до 300 экземпляров более сложных корпусов из золота. Возможен даже выпуск эксклюзивных единичных экземпляров. Компания использует сталь, золото, палладий, платину, тантал, титан и его сплавы вплоть до Grade 5 в производстве своих корпусов.
Примером мастерства Queloz может служить исключительно сложный корпус модели Opus XI от Harry Winston (его асимметричная средняя часть вытачивается из цельного блока) и титановый корпус X Watch от De Witt, состоящий из 180 деталей, подвергнутых полировке и микроструйной обработке.
Queloz выполняет все виды работ, от разработки модели и технических чертежей до моделирования. Компания изготавливает золотые слитки и инструменты для своих нужд, имеет в своем распоряжении мощные прессы, внушительный набор пятикоординатных станков и мастерские для декорационных, точильных, шлифовальных и полировальных работ. В общем и целом, это впечатляющий высокоэффективный комплекс, составляющий значительную часть общей производственной мощности Maurice Lacroix.
Источник: журнал Europa Star декабрь 2013 - январь 2014