Что это, предвестник всеобщего возвращения к самой традиционной форме стилистического классицизма или единичный случай, идущий вразрез с царящими эстетическими тенденциями? Каким бы ни был ответ, модель 6002 Sky Moon Tourbillon марки Patek Philippe произвела фурор на часовой сцене. Редко увидишь столь богато декорированный экземпляр, ни одна поверхность которого не избежала резца гравера и кисти эмальера.
Новинка поражает великолепным обликом, знаменующим триумфальное возвращение искусства декорации, которым издавна славилась женевская часовая школа. Она стала продолжением вековых традиций, точно отображая художественные принципы великого классического часового искусства, которое берет начало в XVI веке. В то время недостаток механической точности с лихвой искупался пышностью отделки, которая была призвана продемонстрировать богатство и высокое положение владельца не отличающихся особой точностью часов.
- Patek Philippe reference 6002 Sky Moon Tourbillon поражает сложностью механизма и корпуса
С тех пор немало воды утекло. С изобретением пружинного маятника возросла точность механических часов, которые постепенно превратились в настоящий инструмент, содействующий развитию навигации, а позже и науки. С течением времени декоративная составляющая отошла на задний план, уступив место научным функциям часов. Достаточно взглянуть на революционные модели Бреге, совершенно лишенные каких-либо декоративных излишеств и показывающие исключительно точное время на безукоризненно лаконичном фоне, расчерченном шкалой.
Ничего удивительного, что появление “патековской” модели 6002 Sky Moon Tourbillon вызвало такой ажиотаж. Это часы, в которых отделка, достойная традиций великого часового искусства прошлого, сочетается с одним из самых сложных и точных из ныне существующих калибров. Замысел Patek Philippe предельно ясен — продемонстрировать, что часовой корпус тоже может быть “великим усложнением”, ничем не уступая механизму внутри.
Оптимизация
Новинка оснащена уже существующим механизмом, который совсем незначительно отличается от калибра, приводящего в действие модель 2001 года Sky Moon Tourbillon (ref. 5002). Изменения затронули индикацию даты, месяца и високосного года, которые вместо стрелок теперь отображаются в окошке. Кроме того, маленький циферблат указателя возраста луны уступил место более “поэтичному” индикатору фаз луны в апертуре.
В остальном же все 12 усложнений остались без изменений в новой двусторонней версии самой сложной наручной модели женевского часового дома: минутный репетир с двумя кафедральными гонгами, турбийон; вечный календарь на задней крышке с ретроградным указателем даты и индикатором среднего солнечного времени; астрономические функции на лицевой стороне, такие как карта неба, индикатор звездного времени, орбита луны и индикатор лунных фаз. Не обошлось и без некоторых улучшений: в конструкции гонгов используется новый сплав, придающий особую чистоту и силу их звучанию; для индикаторов-окошек, отличающихся лучшей читаемостью показателей, однако требующих больше энергии, пришлось провести дополнительные расчеты энергии; не менее сложные теоретические расчеты должны были определить оптимальный вариант трансмиссий зубчатой передачи, отвечающих за астрономические функции, чтобы добиться максимальной механической точности (отклонение 0,05 секунды за 1 лунный день, -0,088 секунды за 1 звездные сутки и -6,51 секунды за 1 лунный цикл).
- Patek Philippe reference 6002 Sky Moon Tourbillon поражает сложностью обоих циферблатов
Высокоточный корпус
Столь же впечатляющей точностью отличается и корпус из белого золота, полностью покрытый гравировкой. Ни один из его элементов, даже стрелки, не остался без внимания гравера. Гирлянды, завитки, элементы креста Калатравы, эмблемы марки, чеканка и резьба покрывают все видимые поверхности, даже кнопку управления минутным репетиром, заводные головки и ушки.
На создание одного такого шедевра требуется более 100 часов кропотливого ручного труда. Одно неверное движение — и корпус отправляется на переплавку. Граверу в его непростой работе помогают эмальер, шлифовщик и мастер-декоратор циферблата. В отделке золотого циферблата используются сразу две техники эмали: выемчатая эмаль шамплеве (champlevé) – предварительно вырезанные в поверхности циферблата выемки при помощи кисти заполняются специальным порошком; и перегородчатая эмаль клуазоне (cloisonné) – на поверхности тонкой золотой нитью выкладывается контур цветка, затем образовавшиеся углубления заполняются эмалью в различных оттенках синего.
Светло-серые римские цифры и прочие метки наносятся уже после обжига эмали (при температуре 850 °C). Еще один изысканный нюанс — поверхность луны, составленная из различных оттенков белого и черного.
По словам Тьерри Штерна, планируется выпустить лишь несколько экземпляров Sky Moon Tourbillon. Останется ли эта модель просто необычными часами или станет предтечей возрождения великого искусства декорации? Время покажет.
Источник: журнал Europa Star декабрь 2013 - январь 2014