В свои 38 Ромен Готье (Romain Gauthier) возглавляет небольшую, но настоящую мануфактуру; спроектировал, разработал и изготовил собственный калибр; выпустил инновационную модель Logical One с механизмом постоянной силы (четыре патента).
Притом что всего планируется выпустить 40 экземпляров – по 20 в корпусе из розового золота (120 тыс. швейцарских франков) и платины (135 тыс.), что соответствует обороту в более чем 5 млн.
Ромен Готье пригласил Europa Star в мастерскую в Валле-де-Жу, а затем на ужин в Restaurant des Horlogers (“Ресторан часовщиков”) в Ле-Брассю, где за бокалом бордо и бифштексом по-татарски рассказал о своей марке.
- Ромен Готье
Ромен Готье родился в 1975 году в Валле-де-Жу. Его карьера складывалась совсем не так, как принято у создателей новых независимых марок. Готье, в общем-то, и часовщиком можно считать с натяжкой, хотя, по его словам, часовое дело у него “на уровне подсознания”, потому что чем бы ты ни занимался в этой пасторальной “долине усложнений”, где лютуют сибирские морозы, “ты с самого детства погружен в часовое искусство”. Поэтому не заразиться страстью к механике просто невозможно.
Ромен Готье начал карьеру с изучения секретов точной механики, получив диплом конструктора высокоточных устройств. В 22 года он поступил на работу в компанию, специализировавшуюся на производстве часовых компонентов, и вскоре получил в свое ведение весь ее станочный парк. Именно здесь он досконально изучил все секреты изготовления компонентов для механических часов. Амбициозный юноша к своему делу подошел с исключительной серьезностью и логикой. В 1999 году он сказал себе: “Если знаешь, как делать компоненты, значит, сможешь создать и собственный механизм”.
Однако механизма без инвестиций не бывает. Поэтому Ромен решил сначала изучить экономику, финансы и маркетинг и получить степень МВА, причем без отрыва от производства. В 2002 году он защитил дипломную работу, представлявшую собой, разумеется, бизнес-план по развитию часовой марки под названием… Romain Gauthier.
Не прошло и двух недель после устных экзаменов, как он уже трудился над своим первым калибром. Через три года свет увидел первый прототип.
“Во время учебы по программе МВА я постоянно консультировался с Филиппом Дюфуром, который никогда не отказывал мне в совете. А потом в течение трех лет работал самостоятельно. Я держал свой проект в тайне, выполнял все работы вручную без чьей-либо помощи, параллельно продолжая трудиться в компании”.
Мэтр Дюфур, прославившийся на весь мир своими часовыми шедеврами, очень тепло отозвался о первых часах Romain Gauthier, получивших название Prestige HM и показывавших часы и минуты на смещенном от центра циферблате. Однако он посоветовал молодому мастеру уделить больше внимания отделке. Дюфур познакомил своего протеже с нужными людьми.
А непосредственный начальник Готье разрешил ему пользоваться оборудованием фабрики по выходным. Дело пошло веселее, когда к производству мостов, колес, трибов, пружин, винтов и прочего подключился штамповочный пресс. “В моем распоряжении было оборудование высочайшего класса. А пройдя такую школу, я знал, как правильно изготовить различные компоненты, учитывая требования к их габаритам и особенности материалов. Мне это очень помогло в работе, ведь я в свое время изготовил 70 барабанов для других заказчиков”.
В 2005-м ему удалось привлечь инвестиции для своего проекта, и через год он оставил компанию, в которой проработал много лет (и где его прочили в директора), нанял первого мастера и начал работать на себя.
2007-й стал для Ромена Готье годом торжества: он представил модель с собственным калибром 2206 НМ (в названии зашифровано количество камней, 22, и год производства, 2006) на BaselWorld. Место на стенде, любезно предоставленном Вианне Хальтером, он разделил со своим учителем Филиппом Дюфуром. Часы имели успех — из Базеля Ромен Готье уехал с заказами на 25 экземпляров, первый из которых был поставлен уже в августе, причем в Швейцарию.
- LOGICAL ONE
Последующие годы оказались далеко не такими безоблачными. Готье начал строить собственную мастерскую, однако команда быстро свыклась с мыслью об успехе и расслабилась. “Такое чувство, будто мы были на курорте, — вспоминает он. — Но основная проблема заключалась в том, что при низком темпе производства — два экземпляра в месяц — мои часы стали обходиться мне слишком дорого”. Ему пришлось распрощаться с частью людей и набрать новых мастеров.
В 2010 году Ромен Готье привез в Базель новую версию оригинальных НМ. Модель получила секундную стрелку и обновленный циферблат, ставший более открытым благодаря частичной скелетонизации. “Мне пришлось приспосабливаться к требованиям рынка. Все коллекционеры вокруг твердили, что такой механизм нельзя прятать сзади…”
И Ромен, всегда отличавшийся решимостью и методичностью подхода, понял: пришло время создать новый необычный калибр, который станет надежным основанием для его марки. Поэтому в 2011-м он решил взяться за исследование нового направления в часовом деле. Следующий год стал для Готье “настоящим испытанием, — признается он. — Я закрылся дома и работал над механизмом. Музыка была моим источником вдохновения…” Параллельно он постепенно наращивал запас мануфактурных компонентов, которые были призваны обеспечить его марке логическое развитие.
В этом году Базель увидел плод всех его усилий — модель Logical One. “Я очень долго вынашивал эту идею. Хотел, чтобы мои часы были актуальными, чтобы привнесли нечто новое в отрасль. Они должны были быть провокационными и одновременно достойными стать частью нашего часового наследия”, — заявляет он без ложной скромности.
Наш обед подходит к концу. Столики пустеют, мастера из Audemars Piguet, которой принадлежит ресторан, из Jaeger-LeCoultre, Breguet и Blancpain прощаются друг с другом, прежде чем разъехаться на своих джипах кто куда.
Вот они, часы Logical One. Что в них такого особенного, что дает им право претендовать на место в часовой истории?
“В правой части помещаются собственно часы — оба циферблата, спуск – а слева фузейный модуль постоянной силы. Всю заднюю часть занимает зубчатая передача, позволяющая уменьшить крутящий момент постоянной силы, а также индикатор запаса хода”, — объясняет Готье, поворачивая часы из стороны в сторону. “Устройство постоянной силы — усложнение с весьма специфической архитектурой. И марки, использующие его, можно пересчитать по пальцам одной руки: Breguet, Lange, к ним позднее присоединились Zenith, DeWitt, Cabestan…” — перечисляет он. Мы напоминаем Готье о представленном недавно Girard-Perregaux пуске постоянной силы Constant Force. “Да, но это решение совершенно иного рода, — парирует он. — Вместе с тем, любые часы представляют собой практическое применение законов физики в миниатюре”.
Готье быстро чертит серию графиков, демонстрирующих сохранение постоянной силы вне зависимости от положения часов. “Стратегически важным моментом здесь является центральное колесо. Вся математика начинается с него. Вы видите ее в действии с тыльной стороны часов: в игру вступает принцип редукции, распределяя постоянно поступающую энергию на 360° согласно принципа деления числа оборотов, коррекции и последующего умножения числа оборотов. В результате получаем отклонение в размере +/- 4 секунды за 60 часов, и это без коррекций”, — утверждает он.
При ближайшем рассмотрении модель вызывает самое искреннее восхищение. В ней есть все: изумительная отделка — изысканная и мастерски отточенная — несомненно, заслуживает похвалы самого Филиппа Дюфура; структура механизма с его спусковым устройством и необычной цепью с рубиновыми звеньями чарует и завораживает. Под стать калибру и корпус безупречной круглой формы. В новых Logical One традиционное мастерство отделки гармонично сочетается с прогрессивностью технического замысла, эмоциональная составляющая дополняет математическую.
Такая беседа требует кофе. За чашечкой мы обсуждаем, почему лучшее часовое мастерство всегда зарождается в горных районах — взять ту же швейцарскую Юру, саксонский Гласхютте или японский Сува — куда бы вы ни приехали, вас встретят неизменные коровы, сосны и мастера, творящие на своих станках механическое чудо.
[(
Инновации в Logical One
Традиционный фузейный механизм, который применялся еще в XV веке для обеспечения постоянного поступления энергии, обладает одним существенным недостатком: цепь фузеи в наручных часах состоит из крошечных, а следовательно, хрупких звеньев; более того, нагрузка на цепь только увеличивается за счет того, что она расположена под углом между фузеей и барабаном.
Ромен Готье решил обе эти проблемы, заменив фузею медленно вращающимся улиткообразным кулачком, размещенным на одном уровне с барабаном. Он всегда передает энергию по прямой, а уменьшение длины цепи позволило использовать более крупные и крепкие звенья.
Готье разработал цепь со звеньями из высокопрочных синтетических рубинов с низким коэффициентом трения. Между собой они крепятся при помощи инновационной системы крепления, точной, простой и надежной.
Другое любопытное изобретение связано с системой завода: вместо традиционной заводной головки, передающей энергию завода на барабан под углом 90° посредством тонкого заводного вала, Готье в левой части корпуса поместил кнопку. Новая исключительно функциональная система завода находится с барабаном на одной оси.
Еще одним инновационным решением стали две пластины из синтетического сапфира, между которыми Готье разместил заводную пружину. Сапфир отличается крайне низким коэффициентом трения со сталью и, как следствие, обладает высокой устойчивостью к царапинам. Это позволяет избавиться от обычных проблем с барабанами: в традиционной конструкции заводная пружина при раскручивании царапает поверхность барабанов, со временем царапины становятся глубже, замедляя скручивание и раскручивание самой пружины.
Среди прочих характеристик этого механизма, изготовленного из титана с элементами из латуни, стоит отметить зубчатые колеса со спицами, изогнутыми для максимальной прочности; особую форму зубцов, обеспечивающую передаче повышенную эффективность; и высокопрочный рычаг анкерной вилки треугольной формы авторства Ромена Готье.]
Источник: журнал Europa Star сентябрь-октябрь 2013