В конце июня 2011 года тесный мир часовых инженерно-конструкторских бюро потрясла новость: Louis Vuitton купила La Fabrique du Temps.
La Fabrique du Temps — это, по сути, два человека, Энрико Барбазини (Enrico Barbasini) и Мишель Нава (Michel Navas), лучшие специалисты в области часовых усложнений. Оба прошли лучшую в отрасли школу: за обучением в Gerald Genta последовали годы работы в Patek Philippe и, в случае Мишеля Нава, Audemars Piguet. Воссоединились они уже в Franck Muller. Оба с удовольствием вспоминают, как работали бок о бок с Мишелем Голе в Жанто.
- Мишель Нава и Энрико Барбазини
Это было “золотое время”: у себя в мастерской в шато Franck Muller они могли воплощать свои самые смелые механические фантазии. Однако с началом размолвок между Франком Мюллером и Вартаном Сирмакесом друзья решили попытать счастья в другом месте.
Со своим коллегой Матиасом Бютте они основали BNB, однако и оттуда вскоре ушли. И открыли собственное предприятие под названием La Fabrique du Temps, твердо решив оставаться в рамках небольшой мастерской со штатом в “максимум 12 человек”. Однако с собственным талантом не поборешься. “С течением времени заказов становилось все больше, и нам пришлось расширяться. В мастерской работало 18 человек, и мы взяли еще двоих для налаживания логистики”.
Своим успехом La Fabrique du Temps обязана, в том числе, тесному сотрудничеству с Лораном Ферье, еще одним “выпускником” Patek Philippe. Перед самым уходом из Patek Philippe Ферье предложил тандему из La Fabrique du Temps создать красивые часы в старом стиле, которые бы сочетали в себе все классические каноны часового искусства. Было решено, что корпусом займется сам Ферье, а Барбазини с Нава создадут для него механизм.
“Красивые часы” с тех пор успели заслужить статус культовых. Самые требовательные коллекционеры мира мгновенно разглядели часовой гений марки Laurent Ferrier, чьи творения стали самым чистым воплощением традиций высокого часового искусства.
Знакомство с Хамди Чатти
Именно в этот момент, когда партнеры вновь столкнулись с проблемой роста и потери драгоценной творческой свободы, всеми силами пытаясь не перейти из художников в бизнесмены, им на помощь пришел Хамди Чатти. Только что назначенный главой ювелирно-часового подразделения Louis Vuitton, Чатти решил превратить вверенную ему компанию в настоящую часовую марку, чье будущее он видел среди лучших представителей высокого часового искусства.
“Главным аргументом для нас стали люди, Хамди Чатти и Хосе Фернандес, директор расположенного в Швейцарии производственного комплекса, — признаются мастера. — Мы предпочитаем иметь дело с искренними людьми, а они оба в свое время работали в мастерских у станка и не понаслышке знают, что такое часовое дело. Нас заинтересовал их проект”.
- TAMBOUR MINUTE-REPEATER
- Модель в крупном (44 мм) фирменном корпусе Tambour из 18-каратного белого золота с водонепроницаемостью до 30 м. Оснащена функцией второго, “домашнего”, часового пояса, индикатором запаса хода, указателем времени суток (“день-ночь”) и минутным репетиром. Приводится в действие калибром с автоподзаводом LV 178 со 100-часовым запасом хода, частотой колебаний 21 600 пк/ч и 34 камнями.
В чем же этот проект заключался? Чатти с Фернандесом задумали создать международную часовую мануфактуру, чьи размеры бы не превышали “100 сотрудников при полной загрузке”. Специально под нее был выделен участок земли в Женеве, где был возведен производственный комплекс, объединивший в своих стенах мастерские Louis Vuitton из Ла-Шо-де-Фон и La Fabrique du Temps.
“Однако нас привлекла не столько сама идея мануфактуры, сколько конкретные требования к созданию часового продукта от Louis Vuitton”.
- TAMBOUR TWIN CHRONO
- “Четырехтактовая” кнопка хронографа:при всей своей технической сложности автоматический калибр LV175 Twin Chrono отличается исключительной простотой в эксплуатации благодаря инновационной “четырехтактовой” кнопке на “7 часах”, управляющей всеми функциями двойного хронографа. Первое нажатие запускает два счетчика хронографа на “4” и “7 часах”. Второе останавливает счетчик на “7 часах”, при этом активируя счетчик в положении “12 часов”. Третье нажатие останавливает счетчики, расположенные на “4” и “12 часах”. Четвертое обнуляет все счетчики. Трехуровневое колонное колесо: мануфактурный калибр с автоподзаводом LV175 Twin Chrono состоит из 437 компонентов. Центральным элементом калибра являются два колонных колеса: первое, классическое, управляет работой минутной стрелки; второе обладает уникальной конструкцией и размещается сбоку на мосту. Благодаря трехуровневой структуре оно может запускать и останавливать каждый механизм, а также контролировать молоточки перезапуска секундной стрелки.
Мастерам предстояло работать в двух очень четко очерченных направлениях: морская тематика и часы для путешественников. Зато им предоставлялась полная свобода действий в вопросе разработки новой эстетики и усложнений в рамках этих двух тем. “Прежде всего, мы хотим заниматься часовым искусством в его чистом, исконном понимании, овладеть всеми его тайнами. В долгосрочной перспективе мы планируем выпускать часы, достойные Женевского клейма”.
Три модели, считают они, наиболее точно описывают направление их поисков в Louis Vuitton: речь идет о минутном репетире, спроектированном и изготовленном исключительно силами марки, а также об оригинальном Twin Chrono с четырьмя спусковыми механизмами/регуляторами и женском турбийоне с микроротором.
Союз поэзии и точности
Взгляните — в этих моделях заключен целый мир поэтических фантазий двух часовщиков, помноженный на их виртуозное мастерство. Tambour Repetition Minutes. Идея, восхищающая своей поэтичной “простотой”, выделяет его среди великого множества минутных репетиров, представленных на рынке: он не отбивает минуты — зачем, если для этого есть циферблат — он отображает время второго, “домашнего”, часового пояса, напоминая путешественнику о далеком доме.
Tambour Twin Chrono вполне может претендовать на звание самого красивого хронографа. Великолепную читаемость показателей ему обеспечивают три крупных счетчика на циферблате. Основное предназначение Tambour Twin Chrono — “участие” в парусных регатах: он позволяет измерять одновременно два временных интервала, а также разницу между ними, которая отображается на верхнем счетчике. Модель приводится в действие четырьмя калибрами, связанными между собой дифференциалом. Однако “морская” функция является далеко не единственным преимуществом этого оригинального хронографа с исключительно выразительным циферблатом — он не оставит вас равнодушным, даже если вы не имеете никакого отношения к парусному спорту.
- TAMBOUR TWIN CHRONO
- Циферблат, выполненный в технике “горячей эмали”: циферблат Tambour Twin Chrono, разработанный специалистами из Leman Cadrans и вручную отделанный мастером-эмальером, представляет собой пластину из белого золота с нанесенным на нее легким узором гильоше, проступающим под тонким слоем темно-синей эмали grand feu.
Еще один из несомненных шедевров, вышедших из стен La Fabrique du Temps — исключительно инновационная модель Spin Time Regatta, в которой функция обратного отсчета осуществляется посредством миниатюрных цветных кубиков, поворачивающихся вокруг своей оси.
Этот сложный механизм был разработан на основе базового калибра ЕТА 7750, что вызывает неизбежный вопрос: есть ли в планах у Louis Vuitton разработка собственного базового калибра? Друзья искренне надеются на это, хотя, разумеется, решать не им. “Этот калибр предназначался бы для всей группы LVMH, ведь чтобы создать базовый калибр приемлемой стоимости, скажем, в 200 швейцарских франков, а не 500, потребовались бы поистине гигантские промышленные масштабы. Такой проект стал бы ключевой инициативой”. В ожидании возможного решения этого глобального вопроса оба мастера мечтают “создать настоящую часовую марку. Однако все меняется, и мы с большой надеждой относимся к появлению во главе Louis Vuitton Майкла Берка — мы чувствуем большое желание развивать часовое направление марки. К тому же, Louis Vuitton купила Leman Cadrans; здесь мы видим очень серьезный потенциал, в особенности с точки зрения использования инновационных технологий, таких как лазер и другие…”.
- TAMBOUR SPIN TIME REGATTA
- В 2010 году в рамках коллекции Tambour Spin Time марка Louis Vuitton представила инновационный способ отображения времени. Его секрет заключался в индикации часов посредством одновременно поворачивающихся кубиков с помеченной цифрой гранью. Louis Vuitton решила вновь обратиться к калибру Spin Time, оснастив им на сей раз модель, предназначенную исключительно для парусных регат — Tambour Spin Time Regatta. Сбоку на корпусе в положении “8 часов” имеется красная кнопка, управляющая “морским” усложнением. Стоит ее нажать, и символ Chrono в апертуре на “12 часах” сменится значком Regatta. При этом активируется счетчик обратного отсчета, показывая оставшиеся до старта пять минут. Будто по волшебству пять кубиков, отображая оставшееся время, поворачиваются алой гранью, ярко выделяющейся на синем фоне циферблата. Это необычное престижное усложнение, разработанное мастерами марки, приятно удивляет простотой в использовании и интуитивным восприятием. Благодаря ему капитанам достаточно одного взгляда, чтобы определить, сколько осталось времени до пересечения линии старта за пять минут до начала регаты.
Есть ли у них какие-то заготовки на будущее? “Да, — улыбаются оба в ответ. — В своих мыслях и разработках мы ушли на несколько лет вперед. Основной темой останутся путешествия. Нашим следующим детищем может стать женская модель, например, очень романтичная, в фирменном стиле Louis Vuitton, с необычным вариантом отображения времени… Но мы никуда не спешим. Как нам кажется, самое интересное направление — это простота… и надежность! Невозможно за такое короткое время построить крепкую репутацию всего на двух механизмах. Однако в нашем распоряжении имеется очень значительное преимущество: коммерческая мощь Louis Vuitton”. Не так уж плохо для двух мечтателей, чей безупречный вкус дарит им чистое наслаждение свободой творчества.
Источник: журнал Europa Star сентябрь-октябрь 2013