features


Механизм мира швейцарской часовой индустрии – часть 11

English
Январь 2011



В третьей, последней части нашего объемного исследования феноменального взрыва популярности швейцарских механических калибров мы обратились к вопросу специальной часовой продукции. Этот довольно общий термин охватывает широкий ряд всевозможных усложнений – от особых способов представления времени, в том числе ретроградных, до турбийонов и других механических диковинок.

Механизм мира швейцарской часовой индустрии – часть 11

Идет ли речь о компании в составе крупной марки, такой как Renaud & Papi, 78,4% акций которой принадлежит Audemars Piguet, или же о независимом часовщике, например, Les Artisans Horlogers, о настоящей вертикализированной мануфактуре, как Christophe Claret, или решительно независимом дизайнерско-конструкторском бюро, как Agenhor, или компании, использующей технологии создания виртуального изображения и микромеханику в своей работе, как Magma Concept — всех их объединяет одна общая черта: принадлежность к новому поколению поставщиков, которых правильнее было бы назвать соавторами. Упомянутые выше компании — а предложенный нами перечень далеко не полон, потому просим прощения у тех, кто в него не попал — стали незаменимыми для многих марок, помешанных на необходимости все время предлагать механические новшества (даже рискуя пасть жертвой инфляции механики). Новинки в сфере механизмов приносят маркам щедрые дивиденды в виде внимания прессы, даже если на экономических результатах это особо не отражается. Дизайнеры, конструкторы, изобретатели необычных функций, механические ассы и маги кулачков часто играют ключевую роль в стратегии марки.
Именно эти узкоспециализированные компании являются настоящими авторами множества элитных часов, украшенных логотипами известных марок. И тот факт, что за выпуском часов стоит совсем другая компания, зачастую предпочитают не афишировать. К услугам специализированных компаний прибегает несколько категорий марок. Одни без колебаний заявляют о своем сотрудничестве с поставщиками, другие же готовы пойти на любые уловки, лишь бы скрыть его. О некоторых марках из первой категории мы поговорим ниже. Но поверьте, это лишь вершина айсберга, особенно учитывая, что марок из второй категории, не придерживающихся идеи прозрачности производства, и приверженцев так называемых “мануфактурных” механизмов гораздо больше.

Стратегически важное, но уязвимое положение
“Главные механики”, занимающие стратегически важное положение в производстве часов, оказались открыты всем ветрам, возмущающим экономическую атмосферу часовой индустрии. Стоит отрасли подхватить простуду, они первыми начинают чихать. Они ввязались в гонку за дополнительной ценностью механизма, предшествовавшую финансовому кризису, и сегодня столкнулись с проблемой клиентов, которые просто не знают, в каком направлении двигаться дальше. Некоторые из “главных механиков” откровенно признались нам: марки увиливают от прямого ответа; они не знают, какую модель развивать; не спешат вступать в сотрудничество по созданию дорогостоящей новинки, ведь у них больше нет уверенности в том, что ее ждет такой же успех, как и прошлые проекты.
А ряд примеров слишком поспешных заявлений о запуске модели или коллекции оставил неприятный осадок. Например, сколько времени и технических усилий ушло у TAG Heuer, попросту не желавшей отступиться от проекта V4 и потому продолжавшей биться над концепцией, приобретенной у конструктора Жана-Франсуа Рюшонне? Даже если, как оказалось, титанические усилия не пошли прахом, позволив TAG Heuer заработать на давшемся с таким трудом успехе, сегодня марка вряд ли захочет вновь повторить этот опыт. Другой пример — исключительно интересная модель Mémoire 1, созданная Les Artisans Horlogers специально для Maurice Lacroix. Проект, работа над которым началась еще в 2006 году, переходил из рук в руки, так и не достигнув успешного завершения, а значит, инвестиции так и не окупились. А вот, пожалуйста, третий пример — трудности, с которыми сталкивается марка при запуске в серию новой инновационной модели — чего стоят семь лет, прошедших прежде чем Harry Winston наконец смогла представить в 2010-м свой оригинальный Opus 3 авторства Вьянне Альте!

Временные соображения
Временная логика, на которой строится развитие марки и ее имиджа, серьезно отличается от той, которая приводит к возникновению самой идеи о механизме, его разработке, создании прототипа, его испытаниях, внесении необходимых поправок и изменений. От идеи до чертежной доски, а оттуда до реализации ведет долгая извилистая дорога. Создание нового механизма, хотим мы того или нет — это вопрос нескольких лет. Некоторые марки, однако, разработали стратегии, позволяющие им обойти эти трудности. Таких практик существует великое множество — некоторые обращаются к сложнейшим технологиям формирования и расчета изображения, другие действуют на более интуитивном уровне, третьи создают прототипы, а кто-то сразу выпускает готовый продукт. Но ни один из этих путей, практикуемых в отрасли, не имеет полного преимущества перед остальными. Никому не удастся найти обходного пути, не опалив при этом крыльев.
Остается лишь добавить, что большинство наших “главных механиков” обладают, как все часовщики, здравой самооценкой. Проработав долгое время в тени крупных марок и имея возможность наблюдать за многими “негласными партнерами”, которые приходили со своими идеями и концепциями, возникшими в одиночестве их мастерских, а иногда даже явившимися к ним во сне, сегодня “главные механики” счастливы привлечь к себе хоть небольшую толику всеобщего внимания. Их роль объективно возросла, и в этой новой конкурентной среде они продвигают — каждый пользуясь собственным набором методов — свои особые дизайны и специфические вкусы, настолько преуспев, что для того, чтобы узнать усложнение, созданное Х или Y, в сердце такого-то механизма от такой-то марки, не нужно и логотипа. Каждый из этих конструкторов обладает собственным почерком, а в некоторых случаях — и собственной поэзией. Но как однажды в приступе откровенности сказал Джулио Папи: “Всегда ли наши идеи являются разумными? Узнаем лишь через 20 лет”.

Источник: журнал Europa Star февраль-март 2011