features


Ну как там BaselWorld-2012?.. – Часть 1

English Español 中文
Октябрь 2012


И каждый раз мы немного теряемся — как можно одним предложением описать эту необозримую пещеру Аладдина под названием BaselWorld, где по соседству с сокровищами расположились непритязательные побрякушки? Кроме того, за фасадом впечатляющих общих показателей и положительных прогнозов могут скрываться прямо противоположные результаты отдельных представителей отрасли.

Снедающая тревога

В этом году в воздухе BaselWorld витало странное ощущение, напоминающее чувство легкой тревоги. 2011-й, закончившийся на отметке в 19,3 млрд (что на 19,2% выше по сравнению с предыдущим годом) совокупных объемов экспорта, несомненно, навсегда останется в истории отрасли. Однако достичь таких высот удалось, в основном, за счет концентрации как производства, так и дистрибуции.

В настоящее время вся часовая индустрия, в особенности в Швейцарии, подвергается структурным модификациям в поисках нового баланса. И этот процесс продолжит набирать темп в течение следующего года.

Разыгрывается масштабная партия в го, чем и объясняется лихорадочная деятельность некоторых игроков, наблюдающих, как рушатся их позиции. В их числе – марки, агенты, дистрибьюторы и ретейлеры, и каждый опасается последствий повальной вертикальной интеграции, начавшейся еще 12 лет назад, когда Richemont купила LMH (Jaeger-LeCoultre, IWC, Lange & Söhne), выложив более 3 млн швейцарских франков, а LVMH не пожалела 739 млн долларов (на тот момент 1 138 млрд швейцарских франков) за TAG Heuer. Примерно в то же время Николас Хайек заявил о намерении постепенно прекратить поставки механизмов сторонним маркам.

Прошел добрый десяток лет, прежде чем последствия этого “большого взрыва” ощутили в полной мере. С одной стороны, такая ситуация принесла положительные плоды в виде растущей реиндустриализации промышленности. С другой, не обошлось и без негативных последствий, проявившихся в постепенном подавлении марок, дистрибьюторов и независимых ретейлеров.

А с ожидаемым закрытием большого числа независимых производителей реконфигурация отрасли только усилится. Например, в кулуарах BaselWorld упорно ходили слухи о том, что через два года в Швейцарии из 80 точек продаж Omega останется лишь десяток.

Ну как там BaselWorld-2012?.. – Часть 1

Курс на Азию

Состояние нервозности только усилилось в свете других новостей, в том числе касающихся приобретения производителя механизмов La Joux-Perret японской группой Citizen (кстати, Citizen оценивается в 1,5 млрд швейцарских франков, что практически соответствует стоимости всего часового подразделения LVMH). Еще одной сенсацией стал переход Eterna (самостоятельно выпускающей некоторые из своих механизмов) в руки китайского владельца. Не стоит забывать и о покупке de Grisogono группой инвесторов из Португалии и Анголы.

Кроме Citizen, активно обустраивающейся в самом сердце швейцарской часовой отрасли и обещающей вскоре начать выпуск механических калибров Miyota со знаком Swiss Made, есть и другой японский гигант, Seiko, поспешивший прийти на выручку TAG Heuer, как только той в начале года перекрыли доступ к компонентам Nivarox-FAR (Swatch Group). Seiko тут же наладила поставки специально разработанных для этих целей калибров, которые выпускаются подразделением Seiko Instruments Inc. (SII) с использованием инновационной технологии LIGA. Сегодня, когда все карты смешались, игроки, слишком поздно спохватившиеся после далеко не завуалированной угрозы со стороны Swatch Group, судорожно пытаются заполучить хоть какой-нибудь козырь.

Другой вопрос, вызвавший бурю обсуждений на BaselWorld, заключается в чрезмерной зависимости часовой отрасли от “китайской империи”, поглощающей более половины экспорта швейцарских часов. По мнению некоторых участников рынка, ситуация напоминает огромный мыльный пузырь, готовый лопнуть при малейших признаках нестабильности.

Все эти проблемы повлекли за собой первую волну негативной реакции. “Дистрибьюторы и ретейлеры осознали наконец, что могут потерять свою дойную корову”, — говорит Ян Эдёкс, оставивший Milus в руках китайских инвесторов и перешедший в консалтинговую фирму Consalve, специализирующуюся на “развитии бизнеса” на базе “семейного офиса” в Берне. В его планы входит разработка альтернативных решений, в том числе и корпоративных платформ для объединения инвесторов, марок и независимых дистрибьюторов, а также поиски альтернатив для независимых ретейлеров, которые оказались перед угрозой потери ключевых марок, если откажутся забить полки их продукцией.

(Продолжение)

Источник: журнал Europa Star сентябрь-октябрь 2012