Роль “свободных художников”
Ряд небольших независимых марок, появившихся в этом году на BaselWorld, продемонстрировал важность своей роли в развитии мировой часовой отрасли. Их творческая энергия служит великолепным стимулом. Вынужденные постоянно удивлять техническими и эстетическими инновациями, в этом году они с особым рвением подошли к вопросу сочетания традиционных техник классического часового искусства с технологиями из других областей. Одним из таких примеров может служить марка Christophe Claret, представившая на выставке удивительную модель X-TREM-1. “Удивительная” – пожалуй, самое точное ее определение: в ней впервые в истории часового дела индикация часов и минут никоим образом не связана с механизмом. Более того, служащая для отображения времени ретроградная система в виде двух миниатюрных полых шариков, заключенных в колбы из сапфирового стекла по бокам корпуса, механически никак не связана с собственно механизмом. Ход последнего регулируется “парящим” турбийоном в каретке, установленной под углом 30° на изогнутой платине. Шарики движутся в трубках под воздействием магнитного поля от двух микромагнитов, закрепленных внутри механизма посредством тончайших плетеных шелковых нитей.
Магнитное поле — злейший враг механического калибра, поэтому магниты, использованные в модели, обладают исключительно узконаправленной областью воздействия и никак не влияют на работу остальных узлов часового механизма. Для обеспечения магнитной системы индикации времени энергией потребовался отдельный барабан. Второй барабан приводит в действие турбийон, регулирующий работу колесной передачи индикации времени. Модуль индикации времени, получающий энергию от собственного барабана, включает в себя анкер, который приводится в движение кулачком, связанным с колесной передачей отсчета времени. Каждые 25 секунд кулачок высвобождает один зуб анкерного колеса модуля индикации времени.
Часы выйдут ограниченной серией по восемь экземпляров в версиях из белого золота и титана, розового золота и титана или платины и титана стоимостью 264 000 швейцарских франков за экземпляр.
|
Союз жидкости и колесной передачи
Другую модель, вызвавшую фурор на BaselWorld благодаря гидравлическому способу отображения времени, представила марка HYT. Безумная идея жидкостной индикации пришла в голову Люсьену Вуйамо, к часовому делу не имеющему отношения. Вокруг этого физика-ядерщика собралась команда единомышленников: инвестор Патрик Бердо, Бруно Муталье, в свое время заведовавший производством в Audemars Piguet, и Венсан Перьяр, “вундеркинд” и неиссякаемый источник творческих идей, успевший отметиться в Concord и Technomarine. Образовав компанию “гидромеханических часовщиков” (Hydro Mechanical Horologists), они объединили свои таланты и познания, дабы создать первые часы, в которых наравне с колесной передачей используется жидкость.
В положении “6 часов” размещены два насоса-мембраны, при всей своей гибкости, обладающие значительным запасом прочности. Под воздействием механического калибра ручного завода, в котором вместо стрелки используется кулачок, поршень приводит в действие мембраны, постепенно продвигающие флуоресцентную жидкость по капиллярной трубке, опоясывающей циферблат. Таким образом, флуоресцентная жидкость движется по трубке, вытесняя прозрачную жидкость в резервуар, а граница между ними и служит индикацией часа. Достигнув отметки “6 часов”, окрашенная часть жидкости возвращается в исходное положение, перед тем как начать новый 12-часовой цикл. Простая на первый взгляд идея оказалась чрезвычайно сложной в реализации, в ходе которой марка зарегистрировала семь различных патентов. Отдельную заботу представляли материалы для изготовления специфических составляющих модели (мембраны из особого сплава с покрытием и молекулярный состав обеих жидкостей, которые не должны смешиваться друг с другом в капиллярной трубке), а также “нанометрические решения” для обеспечения полной герметичности трубки. (Достаточно одной микрокапли, чтобы сместить точность хода на пять минут).
Приобрести это чудо гидромеханики в базовой титановой версии можно за 43 800 швейцарских франков. Имеют ли такие новаторские изобретения будущее? Команда HYT уверена в этом и уже приступила к выполнению плана разработки новых продуктов: в 2013 году увидит свет модель Н2, в 2014-м — Н3, а год спустя – Н4.
|
По стопам Коперника
В двенадцатом по счету “Опусе” Harry Winston во главе угла стоит способ отображения времени. Автором нового Opus стал Эммануэль Буше, который вместе с конструкторами Николасом Дюрренбергером и Кристофером Люти основал в 2008 году компанию Centagora, специализирующуюся на разработке механизмов.
Им пришла в голову гениальная идея: почему бы не построить индикацию часа по принципу вращения Земли вокруг Солнца? Троица под эгидой Harry Winston создала 12-й Opus марки, осуществив настоящую “коперниканскую революцию” в отрасли. Представьте себе часы, в которых вместо центральных стрелок используется двенадцать пар расположенных по кругу указателей-стрелок. Причем одна стрелка, минутная, длиннее, а вторая, часовая, короче. Каждые пять минут минутная стрелка поворачивается синей стороной к зрителю. Со сменой часа начинается удивительный воздушный балет. Короткие часовые указатели один за другим делают оборот вокруг своих минутных “партнеров”, на мгновение являя синий лик, пока черед не дойдет до указателя “нового” часа. Обогнув длинную минутную “стрелку”, он останавливается над ней синей стороной вверх, обозначая таким образом наступление нового часа (см. видео).
Время на основном циферблате отображается с точностью до пяти минут. При необходимости в более точных данных достаточно взглянуть на маленький дополнительный счетчик ближе к центру циферблата с ретроградной минутной стрелкой, движущейся вдоль пятиминутной шкалы (для большей точности поделенной на 15 секундных делений). И наконец, в самом центре циферблата “парит” маленькая секундная стрелка.
Этот сложный и вместе с тем необычайно выразительный “копернианский балет”, совершающийся под звуковой аккомпанемент поворачивающихся стрелок, происходит благодаря двум зубчатым колесам, вращающимся вокруг циферблата и приводящим, шаг за шагом, в движение ведущие колеса. Модель Opus 12 оснащена механическим калибром ручного завода с частотой колебаний 18 000 пк/ч и имеет два отдельных барабана, один из которых обеспечивает энергию для анимации, другой для механизма. Оба обладают 45-часовым запасом хода.
Ажурная поверхность придает циферблату глубину. Производство Opus 12 ограничится 120-ю экземплярами в корпусе из запатентованного Harry Winston сплава Zalium (плюс 12 часов, инкрустированных бриллиантами багетной огранки, и еще 12 круглой огранки). Цена в 243 000 швейцарских франков дает понять — это игрушка для миллионеров.
|
Научные изыскания
Марка TAG Heuer, известная страстью к научным изысканиям в области способов индикации времени, предпочитает серьезную работу над проблемой регуляции. Идет ли речь о проводимых со всем научным пылом исследованиях в области высоких частот, магнитных полей (колебательная система Pendulum) или линейного баланса Mikrogirder, вполне логично было ожидать, что по достижении порога в 1/100, а вскоре и 1/2000 секунды, TAG Heuer остановится.
В этом году на выставке в Базеле Ги Семон, возглавляющий в TAG Heuer научно-исследовательское направление, с удовольствием представил свое последнее детище, Mikrotourbillon. Новинка оснащена двумя турбийонами, имеющими разные назначения (речь идет о “двойной частотности”, уже знакомой нам по Mikrograph, Mikrotimer и Mikrogirder). Один из них, “стандартный” 4-герцовый турбийон, отвечает за точность хода, второй, 50-герцовый турбийон, совершающий 360 000 пк/ч, регулирует работу хронографа, способного отображать время с точностью до 1/100 секунды (запас хода при активированных функциях составляет 80 минут). При такой скорости колебаний турбийон совершает полный оборот всего за пять секунд. К тому же это единственный турбийон, который можно произвольно запускать и останавливать.
Действительно ли этот сверхскоростной турбийон, использующийся для измерения коротких отрезков времени, обеспечивает более высокую точность и эффективность работы? Часовые мастера, к которым мы обратились с этим вопросом, допускают такую возможность, однако относятся к ней с долей скепсиса. Но что бы там ни говорили, Mikrotourbillon стал свидетельством исключительно динамичного развития марки и ее преимущества среди конкурентов в области исследования высоких частот, в прошлом году одной из самых актуальных для часового сообщества тем. Несмотря на стоимость в 220 000 швейцарских франков, TAG Heuer может похвастаться, по меньшей мере, двадцатью заказами на Mikrotourbillon, привезенными с BaselWorld.
|
|
---|
Хлеб насущный
Но основной доход марке обеспечивают другие сферы деятельности, в частности, промышленное производство хронографов. Начнем, пожалуй, с Calibre 1887. В свое время часовую блогосферу всколыхнуло известие, что разработанный маркой мануфактурный калибр 1887 на самом деле был позаимствован у другой компании. TAG Heuer не оставалось ничего другого, как публично признать, что представленный ею калибр является модификацией разработок, приобретенных у Seiko. В этом году объемы производства 1887 достигли 50 000 единиц.
Параллельно TAG Heuer начала разработку еще одного калибра с функциями хронографа под кодовым названием 1888, на сей раз исключительно собственными силами. Планируется, что новинка поступит в производство уже в конце 2013 года. Архитектура этого интегрированного калибра будет существенно отличаться от 1887, чьи счетчики размещаются в положении “6”, “9” и “12 часов”. В 1888 они мигрируют на “3”, “6” и “9 часов”. Таким образом, с появлением нового калибра TAG Heuer сможет охватить абсолютно все модификации хронографа.
Среди других начинаний марки — женские модели. В настоящее время они составляют 25% всех продаж TAG Heuer, планирующей повысить эту цифру до 35, а то и 40%. Ставка делается на Link Lady, “удобные, гламурные и женственные”, по словам посла марки, актрисы Камерон Диас, часы. Это кварцевая модель в корпусе 29,5 х 34,5 мм, имитирующем гальку. Циферблат декорирован волнистым концентрическим мотивом в технике гильоше. Корпус крепится к гладкому браслету, несколько видоизмененному под модель.
“Жемчужиной” линии Link Lady стали Diamond Star, миниатюрные часы с автоматическим калибром. Крупный ротор в виде усыпанных бриллиантами звезд выступает за пределы механизма, отчего создается впечатление, будто он парит между двумя прозрачными сапфировыми стеклами. 29-миллиметровый корпус выполнен из 18-каратного розового золота и инкрустирован 192-мя бриллиантами. В кулуарах BaselWorld обсуждалось, почтит ли Камерон Диас своим присутствием премьеру модели. Ожидания оправдались, и вечеринка в ее честь стала одним из самых ярких событий выставки
(Продолжение следует... Часть 3)
Источник: журнал Europa Star сентябрь-октябрь 2012