features


Святое дело часовое - часть 2

Июнь 2007


Святое дело часовое - часть 2
TRADITION TOURBILLON от Breguet, PIÈCE DE L’INVENTION 1 от Greubel Forsey, FIFTY FATHOM от Blancpain

Барабанный турбийон
Нам удалось обнаружить еще одну прелесть часового искусства подобного рода, однако совершенно иного стиля — великолепную новинку от Breguet, барабанный Tradition Tourbillon. В ней также присутствуют увеличенные элементы — сам турбийон занимает около половины площади механизма. Платформа его — 6 мм, а баланс выполнен из титана, с тем чтобы добиться максимального блеска. Энергия передается через передаточный механизм (звенья которого изготовляются компанией самостоятельно) от цилиндра с двойной спиралью на винтообразный валик конического барабана, что обеспечивает постоянный вращающий момент независимо от угла наклона.
Резерв хода (50 часов) напрямую связан с барабаном через ось и понижающий дифференциал (что, таким образом, устраняет необходимость в дополнительной зубчатой передаче). Благодаря великолепному безелю и стеклу со скругленными краями видимые части различных уровней механизма смотрятся потрясающе. Что до турбийона, то марка выпустила ряд исключительных моделей, невзирая на помешательство на турбийонах в последние несколько лет.
Помимо барабанного Tradition Tourbillon в этом году Breguet также представила замечательный Tourbillon Messidor со скелетонизированным механизмом, особенность которого — сам таинственный турбийон. Колеса зубчатой передачи, вращающей турбийон, размещены на сапфировой платформе, что создает впечатление, что тот парит в пустоте.

Подарок себе
В то время как Breguet (SA) таким вот образом поздравила Breguet (Louis-Abraham), Greubel Forsey поздравили себя сами, подарив себе и нам Pièce de l’Invention 1, исключительные часы, знаменующие появление двойного турбийона 30° — первого изобретения этого дуэта. Нам хорошо известна экспериментальная платформа и неторопливая производительность Робера Гребеля и Стефана Форси (имя их союза E.W.T., расшифровывается как “экспериментальная часовая технология”), которые ныне работают над четвертым своим изобретением. Находящееся пока в стадии разработки, это изобретение имеет отношение к самому регулирующему органу и призвано решить проблему компенсации. Изобретение №3, наклонный 24-секундный турбийон, находится в стадии производства. Изобретение №2 — сферический четверной турбийон — будет представлено позже в этом году. А изобретение №1, двойной турбийон 30°, материализовалось в 80 часах. На выставке были представлены 11 их экземпляров с циферблатом из золота, а также изысканная эксклюзивная модель с названием Secret, скрывающая двойной турбийон.
Недавняя покупка Richemont Group 20% доли в Greubel Forsey — партнерство, которое готовили в течение двух лет, — позволит дуэту “воспользоваться преимуществами структуры Richemont”, получив больше свободы для творчества. Как говорят они сами, “преимущество, обеспечиваемое независимостью, при отсутствии связанных с ней издержек”.

Турбийон или карусель?
Обсуждая турбийоны, переключим внимание на Blancpain, представившую проект, над которым она работает вот уже два года, — карусель. По мнению некоторых, турбийон Blancpain не является в строгом смысле турбийоном, поскольку его баланс расположен не по центру платформы. В настоящем турбийоне движущаяся платформа и баланс расположены на одной оси. Таким образом, движущаяся платформа является частью зубчатой передачи. В карусели же движущаяся платформа не соосна с балансом и удерживается отдельным колесом. Когда это соединение разомкнуто и платформа прекращает вращение, часы продолжают идти, в отличие от турбийона, в котором эти части являются взаимозависимыми.
Чтобы прекратить этот спор, Blancpain обратилась к Венсану Калабрезе, ярому защитнику карусели, которую он считает “технически более совершенной, в сравнении с другими типами турбийонов”, хотя все они призваны решать одну и ту же проблему компенсации. “Изготовление крусели, — говорит Калабрезе, — более сложная задача, нежели производство турбийона. Деталей в ней больше, а расчеты — сложнее, поскольку она, по своей сути, — дифференциал”. Чтобы визуально отличить одно от другого, необходимо взглянуть на секундное колесо, которое в турбийоне неподвижно (спуск вращается вокруг него), тогда как в карусели оно движется. (Единственная на сегодня практически реализованная карусель представлена в модели Freak, изготовленной Людвигом Ойхлином для Ulysse Nardin). Подробнее об этом мы поговорим в следующем году, когда Blancpain представит свою Carrousel с автоматическим механизмом. Эксперты, несомненно, изведут немало чернил на ее обсуждение.
Кроме того, Blancpain представила свою полностью обновленную коллекцию Fifty Fathom, в рамках которой в 1953 году впервые появились современные часы для подводного плавания. Несомненно успешная, эта коллекция предлагает “профессиональные” модели часов, смотрящиеся и спортивно, и крайне элегантно. Они обладают водонепроницаемостью на глубинах до 300 м, антимагнитными свойствами, снабжены крепкой завинчивающейся задней крышкой корпуса, матерчатым и резиновым ремешком, а некоторые модели имеют функцию fly-back хронографа, которую можно активировать под водой.

Святое дело часовое - часть 2
BLACK F1 от Vogard, CHRONOGRAPH от Giuliano Mazzuoli, C1 CHRONOGRAPH от Concord

Неизвестные спортивные часы
Одной из тенденций весенних показов 2007 года стало появления новых малоизвестных марок спортивных часов. Конечно же, нельзя не вспомнить о короле — Rolex, представившей в этом году новую модель, Yacht-Master II, весьма впечатлившую посетителей, которая вскоре превратиться в обязательный аксессуар владельцев яхт. Но при этом не стоит забывать и о некоторых независимых часовщиках, работающих на этом рынке. К примеру, таких как Vogard. Вот уже четыре года, как Мишель Вог разрабатывает, модифицирует и расширяет ассортимент своей линии часов для путешественников, которые позволяют изменять часовую зону простым поворотом безеля. Другая особенность — отображение 24 зон летнего времени. Его новая модель этого года, Supertraveller, отображает время в 36 городах мира. В коллекции представлены специализированные часы для игроков в гольф и пилотов, а изюминка этого года — модель Black F1, выполненная из титана и углеволокна, которая отображает места проведения гонок “Формулы-1” в разных странах. У Vogard также представлена коллекция необычных браслетов, в том числе один с удивительной резиновой отделкой.
Другой пример “маленькой” марки, идущей своим собственным путем с несгибаемой решимостью, являет дизайнер Джулиано Мацуоли и его необычайно успешные часы Manometro, которые были представлены на выставке в модели хронографа. Слева на часах располагаются смещенные от центра кнопки управления, заводная головка расположена на метке “2 часа”, циферблат легко читаем, а саму модель отличает удобство управления, что, как правило, достигается не часто. Вскоре мы сможем познакомиться с его новым творением — моделью Contagiri, в которой завод будет осуществляться посредством безеля.
Генетические трансформации
В отличие от прошлых лет, в этом году отмечалось мало случаев предложения новых марок, созданных на останках старых. Обращает на себя внимание крутой поворот, предпринятый Concord. В 2008 году этот бренд отметит свое 100-летие, и Movado Group (которая владеет Concord на протяжении 30 последних лет) решила сосредоточить свои усилия на этой марке, следуя успешному примеру “возврата к корням” бренда Ebel. “Образ марки был размыт. Не существовало целостного корпоративного имиджа, поскольку Concord отличалась от рынка к рынку. Короче говоря, марка стала постепенно превращаться в пустую оболочку,” — заключил амбициозный Венсан Перьяр, “генетик” бренда, назначенный на высший руководящий пост в 2006 году (он также основал компанию Brand DNA, поработав прежде в подразделении связей с общественностью Audemars Piguet).
Менее чем за десять месяцев новая команда специалистов все сделала заново: визуальный образ, стенд на BaselWorld, упаковку, маркетинг и… сам товар. Новый слоган отражает характер задачи: “Часы. Реконструировано”. Подкрепленная рекламной кампанией, коллекция С1 пока насчитывает 24 модели. Представленная в качестве результатов первого этапа процесса реконструкции, она заставляет думать об инженерах, осваивающих свою территорию: дизайн, мощь и дерзость — все это во имя “потребности в высоком качестве”. Коллекция С1 “монументальна”, корпус часов изготовлен из 42 деталей, его размеры составляют 44 мм в диаметре при толщине 16,7 м. Шедевром коллекции можно назвать COSC-сертифицированную модель C1 Chronograph, которую, по аналогии с автомобилями, будет справедливо отнести к классу Hummer. Для ее описания лучше всего подойдет военная терминология: методика сборки призвана “оптимизировать надежность и способствовать гашению ударных нагрузок”, безель украшен “бастионами”, “смотровое” стекло имеет толщину 3,3 мм, а стрелки отличает “мускулистость”. Исполненная тестостерона и одетая в сталь, композитные материалы и вулканизированную резину, С1 “идет в атаку времени”.
Нельзя не предположить, что эти часы собираются затмить Big Bang. В 2007 году планируется изготовить 1000 экземпляров, однако общее количество часов не будет превышать 6000. Подход к дистрибуции будет полностью пересмотрен. Обновленные прежние коллекции Concord будут какое-то время предлагаться на основных рынках компании с постепенным сворачиванием их производства по мере представления новых коллекций С1, С2 и других. Команда специалистов численностью близка к отряду, однако ее амбиций хватит на целый батальон.

Святое дело часовое - часть 2
888 от Bédat & Co., MOONTIME от Bunz, ACADEMIA SILICIUM GRANDE DATE от DeWitt, LADY FÉERIE от Van Cleef & Arpels

Возвращение к декорированию
Поразительные трансформации Concord символизируют одну из тенденций в переживающей расцвет часовой отрасли: модели с увеличенными графическими элементами, повышеной ударопрочностью, использованием сочетаний различных материалов и т. п. На другом краю спектра можно обнаружить совершенно иную тенденцию — совершенствование техники декорирования.
Этому “декоративному ренессансу” присущи тонкая изысканность, внимание к деталям или же эффектный дизайн. К примеру, новая группа мастеров, пекущаяся о судьбе Bédat & Co., не стала отвергать все созданное ранее. Напротив, они сохранили присущий марке дух, глубже переосмыслив подход к декорированию, причем посредством весьма прихотливой техники. Игра цветов стала нежнее, инкрустация камнями — искуснее, обновленные линии пополнились новыми браслетами и материалами.
Еще один, хотя и совершенно иной пример этой тенденции заметен в решениях от Bunz. Своей коллекцией Moontime 3 Bunz демонстрирует достижение компанией определенного уровня зрелости, поскольку ее часы не похожи ни на какие другие. В верхней части циферблата золотая сфера Луны совершает свое движение среди усыпанного бриллиантами-звездами неба, ниже которых расположены две больших цифры. Несомненно, это решение уходит своими корнями в немецкие ювелирные традиции марки, выгодно отличая ее от остальных достопримечательностей традиционного часового ландшафта Швейцарии. Таким вот образом она следует своим уникальным путем, предлагая оригинальные изящные модели, созданные исключительно ради их декоративного эффекта. Новые китайские предприниматели, похоже, без ума от новых моделей.
Совершенно иной подход, который, впрочем, вписывается в общую тенденцию к изящному декорированию, демонстрирует DeWitt. В особенности это касается ее удивительной коллекции часов с циферблатами, изготовленными из кремния. Потребовалось порядка двадцати технологических операций, чтобы изготовить эти исключительно красивые и хрупкие пластины. Циферблат, формируемый вырезанными из сплошного массива и затушеванными пластинами, состоит из не менее 47-ми элементов. Благодаря своей внутренней структуре, напоминающей метеорит, кремниевые циферблаты обладают беспримерной яркостью и мерцанием, как в переносном смысле, так и в буквальном.

Маски от Vacheron Constantin
Кульминацией тенденции к декорированию стала презентация на SIHH коллекции Masks от Vacheron Constantin. Априори эта идея показалась бы несколько сумасбродной, рискующей обернуться китчем. Однако предубежденность в экстравагантности подобной затеи рассеивается, как только вы видите ее материальное воплощение. Являясь плодом синтеза искусства, науки и пристального внимания к деталям, эти часы выглядят поистине великолепно. Маски рождают трепет, усиливаемый строками французского поэта Мишеля Буто, нанесенными на сапфировое стекло. Строки, напыляемые особым способом, заставляют гадать, каков же механизм внутри часов. Это самостоятельно изготовленный компанией автоматический калибр, который посредством четырех небольших дисков отображает в апертурах часы, минуты, дату и месяц, оставляя свободное место по центру циферблата для маски. В первой коллекции представлены модели с четырьмя масками, оригиналы которых находятся в экспозиции примитивного искусства женевского музея Барбье-Мюллера. В их числе китайская погребальная маска, налобная маска из Аляски, лицевая маска из Конго и театральная маска из Индонезии. В течение трех лет планируется изготовить три серии часов по четыре модели в каждой. Часы будут предлагаться в комплектах из четырех моделей, а общее число произведенных часов составит 300 экземпляров.
Столь величественное произведение искусства создано талантливым гравером Оливье Воше, который является истинным мастером миниатюры.

Поэзия и азарт: как сорвать джекпот
Упомянутый Оливье Воше также участвовал в работе для Van Cleef & Arpels, которая представила свою коллекцию 2007 года, вдохновленную “поэзией и сказками”. Воше создал очаровательною крошечную фею на модели Lady Arpels Fairy, чья волшебная палочка исполняет роль часовой стрелки. Искусство декорирования обращает на себя внимание и в коллекции Fleurette, которая благодаря искусной технике инкрустации бриллиантами порождает ощущение того, что изображенный на циферблате цветок состоит из цельного камня. Усложнения этой марки исполнены поэзии, как в часах коллекции Lady Arpels Seasons, в которых присутствует диск, совершающий оборот за 365 дней и медленно открывающий взору изображенные на нем художественные мотивы.

Святое дело часовое - часть 1
Святое дело часовое - часть 3


Источник: журнал Europa Star июнь-июль 2007