Раз мы этого не ожидали, значит, упустили из виду тот факт, что компания Timex постепенно превращается в полноценного производителя часов, который стремится, как говорит Джо Сантана, президент и исполнительный директор компании, “обслуживать любых потребителей, не только самых непритязательных, но и исключительно богатых”. Преследуя эту цель, компания уже пробилась в сегмент модных часов, приобретя марки Valentino и Versace. А путем недавнего приобретения Vincent Bérard компания вплотную приблизилась к миру высокого часового искусства.
Креативная независимость
Как говорит Герберт Гаучи, новый исполнительный директор Vincent Bérard SA, который поспособствовал этой сделке, Timex “предоставляет гарантии долгосрочного развития, подкрепленные инвестициями, график поступлений которых уже утвержден и предусматривает четко определенные этапы”. Timex — это частная компания, безраздельным владельцем которой является Фред Ольсен, судоходный магнат из Норвегии (кстати, примечательный факт — Ольсен послужил прототипом мистера Бернза, персонажа “Симпсонов”).
Венсан Берар соглашается: “Это сотрудничество взаимовыгодно, поскольку открывает для меня возможность продолжать совершенствоваться в условиях полной творческой автономии. Нам также не угрожает полное поглощение, поскольку то, что мы делаем, уникально и останется таковым”.
Премьера 2005-го
Впервые Венсан Берар привлек к себе внимание на выставке BaselWorld в 2005 году. Его работа была представлена на экспозиции Часовой академии независимых мастеров. Француз по происхождению, этот часовщик — настоящий мастер своего дела. С 1992 он владеет собственным ателье в Ля Шо-де-Фоне. В 2005 году на BaselWorld он представил уникальную модель Spring, предлагая ее потенциальным заказчикам в качестве образца коллекции из четырех моделей часов под названием Four Seasons. Примечательная свои необычным размером, оригинальным механизмом и исключительной отделкой, эта модель также стала прелюдией к его новому творению — коллекции часов Spindle of the Infinite.
Осознавая потенциальный интерес к этой коллекции, Венсан Берар приступил к поиску инвесторов и необходимых производственных возможностей для воплощения идеи этой коллекции. Предложение, полученное им от Timex и гарантирующее мастеру полную творческую независимость, похоже, оказалось наилучшим из всех возможных.
Модель Spring, коллекция Four Season
Исключительный механизм
Первая модель коллекции — Luvorène 1 была представлена этой весной на BaselWorld в ходе очаровательного “ритуала”, проведенного в одной из городских церквей накануне открытия швейцарских весенних показов (см. Europa Star №3 за 2007 год). Как говорит сам Берар, “идея заключалась не в том, чтобы сотрясти сами основы часовой отрасли, а, скорее, найти продолжение лучшим ее традициям, интерпретировав их в современном ключе с помощью тех технологий, которые сегодня доступны”.
Второй фундаментальный принцип его подхода основывается на его убежденности в необходимости полной независимости. Поэтому механизм VB 441, движущий модель Luvorène 1, самостоятельно разработан и изготовлен Бераром, по его заявлению, “с чистого листа”. Открыв откидную заднюю крышку корпуса, можно увидеть механизм, вдохновленный т. н. трехчетвертной платиной моста на опорах — архитектурой, свойственной часовым механизмам XVII века. В оригинальной конструкции Берара присутствуют пять последовательных мостов, выполненных в форме веретена, образующих спираль. Использование опор позволяет сбоку просматривать внутреннее устройство механизма. Вторая примечательная деталь — заводная головка на метке “9 часов”, что высвободило место для баланса, выступающего за край платины и окружность корпуса на метке “3 часа”. Баланс нарекли “мистическим”, поскольку сконструирован от так, что видимая его часть как будто парит в невесомости, лишенная каких бы то ни было зацеплений или опор (эта особенность практически исключает возможность скопировать данную модель, поскольку вся колесная система подверглась радикальному пересмотру).
“Тягач” в будущее
Механизм VB 441 с запасом хода в 10 дней, индикаторами фаз луны и дней недели был задуман Венсаном Бераром, как своего рода “тягач”. В будущем часовщик сможет оснастить его минутным репетиром или вечным календарем. Преимущество данного механизма заключается в том, что к нему можно добавлять усложнения, сохраняя при этом прежний корпус часов. Разрабатывая свой “тягач”, Берар оставил в нем достаточно пространства для добавления различных функций, причем не за счет традиционных дополнительных уровней или платин, а буквально путем их встраивания внутрь механизма.
Еще одно преимущество этого творения — прочность механизма, усиливаемае применением в его конструкции опор мостов, а также повышенной толщиной мостов, колес и даже винтов. Берар подверг пересмотру все, что только можно, начиная с колес и заканчивая винтами, головки которых теперь имеют не шлиц, а три крошечных отверстия, что создает необходимость в наличии специального приспособления для их вывинчивания (дополнительная защита для постпродажного обслуживания, поскольку разобрать теперь механизм без специального инструмента невозможно).
Часовое искусство
“Мое видение часового дела, — поясняет Венсан Берар, — тяготеет к высокому часовому искусству. Это означает, что технологии и механике, которые, на мой взгляд, должна отличать простота, надежность и функциональность, следует соответствовать концепции творчества. Они скорее имеют отношение к художественной сфере. Этому требованию вполне отвечает дизайн корпуса.
Форма веретена, характерная для мостов, прослеживается и в других деталях механизма. Ей также подчинены стрелки, заводная головка и т. д. Кроме того, повышенная толщина мостов, а также циферблата дают мне большую свободу в области декорирования. Благодаря такой толщине золотого циферблата его можно украсить самыми разнообразными элементами. Можно покрыть его черной эмалью и инкрустировать бриллиантами, окрасить — словом, декорировать любым из возможных способов без необходимости конструктивно его изменять”.
Модель Luvorène 1 имеет роскошную отделку, можно сказать, в духе старины. Стиль декорирования отличается от расхожих и, как и в случае механизма, превосходит общепринятые стандарты отделки (Венсан Берар мимоходом заметил, что знаменитая техника Côtes de Genève ныне превратилась в избитое часовое клише). Отделка порождает эмоции, как это и задумывалось самим автором. Корпус непривычной формы, выполненный из золота, выглядит очень мягко. Различные элементы циферблата создают мерцание, но при этом циферблат все равно хорошо читаем.
На задней крышке корпуса имеются две апертуры индикаторов секунд и запаса хода. Это позволяет, будто заглянув под капот автомобиля, наслаждаться красотой и оригинальностью “двигателя”, украшенного узором, который аналогичен узору на циферблате. И еще одна небольшая деталь — в апертурах на задней крышке установлены увеличительные стекла, позволяющие вплотную любоваться работой механизма.
Осенний старт
Венсан Берар и Герберт Гаучи сейчас заканчивают последние доработки модели Luvorène 1, перед тем как запустить ее в производство в октябре. Адресуемая верхнему ценовому сегменту в ценовом диапазоне 70 000–74 000 швейцарских франков (что вполне оправдано, учитывая оригинальность, отделку и эксклюзивность модели), Luvorène 1 в данный момент пребывает на этапе выхода на рынок.
Что до дистрибуции, то, как поясняет Герберт Гаучи, синергия с Timex вовсе не настолько однобока, как это могло бы показаться. К примеру, присутствие Timex на стратегическом азиатском рынке и налаженная здесь сеть сбыта компании облегчит задачу дистрибуции. Немаловажным в этом вопросе будет и богатый опыт Гаучи в часовой отрасли. Помимо азиатских стран, основными целевыми рынками этого молодого бренда являются Европа, Россия и Украина.
Источник: журнал Europa Star август-сентябрь 2007