Забудьте о настоящем. Вся надежда лишь на прошлое. “Интернационал” стран-жертв “долгового кризиса” стал новым гимном современности. “О горе мне!” — восклицает Греция, погружаясь все глубже в пучину экономического хаоса. Да уж, раньше действительно было лучше — 2 тыс. лет назад, когда эллинистическая цивилизация процветала в Средиземноморье. 10 октября в Парижском музее искусств и ремесел общественность впервые увидела часы, внушительный сосуд из золота и стали, появившиеся из “бездны морской”. Имя им — Antikythera. Их создатель — швейцарская марка Hublot. Всего планируется изготовить три экземпляра уникальной модели.
Antikythera представляет собой частичную реплику легендарного астрономического инструмента, найденного греческими рыбаками в 1901 году неподалеку от острова Антикитера. Парижский музей посвятил целую экспозицию загадке этого механизма, созданного в 1-м столетии до н. э.
Глава Hublot Жан-Клод Биве, спонсировавший возрождение легенды, со смешанным чувством гордости и самоиронии принимает символический лавровый венец за авантюру стоимостью “три, пять миллионов” швейцарских франков. “Мастерство всех часовых марок берет начало в XIX веке, — говорит он. — Наследие же Hublot восходит к 87 году до н. э.”. Попробуйте-ка побить этот рекорд!
Второму рождению Antikythera не суждено было бы состояться без финансовой поддержки швейцарской марки, входящей в состав французской международной группы компаний LVMH. Явное бескорыстие, подтолкнувшее Hublot к участию в этом предприятии, соизмеримо разве что с вызванным им вниманием мировых СМИ к марке.
История началась в 2008 году, когда Матиас Бютте, в настоящее время занимающий в Hublot пост директора по производству и научно-исследовательской деятельности, наткнулся на статью во французском журнале Science et Vie, посвященную Антикитерскому механизму, астрономии, физике и поискам команды греческих ученых, пытавшихся под предводительством Яниса Бицакиса раскрыть загадку уникального устройства.
Бютте, на тот момент директор лаборатории BNB Concept SA из Дюйе в кантоне Во, чувствовал себя этаким Индианой Джонсом на пороге великого открытия. Он решил уменьшить оригинальный механизм величиной с обувную коробку до размеров наручных часов. В 2010 году его компания вместе со 180-ю сотрудниками пала жертвой финансового кризиса и прекратила свое существование. Однако мастерство и знания никуда не деваются. Поэтому Hublot, располагающаяся всего в пяти минутах от Дюйе в городке Ньон и бывшая в свое время одним из основных клиентов BNB, тут же предложила работу Матиасу Бютте и тридцати его мастерам. Вместе с ними к Hublot перекочевал и проект Antikythera. “Я сказал Жан-Клоду Биве, что он не должен уподобляться расхитителям гробниц и превращать эти часы в коммерческий продукт, — говорит Бютте. — Новые часы должны были стать данью уважения нашим предкам-ученым, нашим идейным прародителям”.
Греческие ученые хотели открыть экспозицию, посвященную Антикитерскому механизму, в Музее искусств и ремесел в Париже. И Биве выделил деньги на экспозицию и на создание трех наручных часов. Одни предназначались парижскому музею, другие Национальному археологическому музею в Афинах, а третьи — Музею Hublot.
Эфтимиосу Николаидису и его греческим друзьям, изначально не верившим в успех предприятия, пришлось признать свою неправоту, но они отнюдь не жалеют о своем сотрудничестве со швейцарской маркой. “Мы занимаемся исследованиям в гуманитарной области и, как правило, не работаем с бизнес-сектором. Однако последние 20 лет мы не получали от государства никакой помощи, а сейчас и подавно. Поэтому нам пришлось искать спонсоров”. Ответом на их молитвы стал Жан-Клод Биве. Европа вернулась во времена Медичи.
Выставка “Антикитера” проходит в Мюзее искусств и ремесел (www.arts-et-metiers.net) до июня 2012 года. Анрес: ул. Реомюр, 60, 75003 Париж.
Источник: журнал Europa Star февраль-март 2012