Лишь профессионалам часового мира отлично известно имя Dubois Dépraz, уважаемого производителя высококачественных усложнений, работающего с лучшими представителями отрасли. И братья Дюбуа, Паскаль и Жан-Филипп, стоящие во главе семейного бизнеса со 110-летней историей, довольны существующим положением дел. Им важно, чтобы об их компании знали другие игроки часовой отрасли, потенциальные клиенты, а слышали ли о них конечные потребители, их совершенно не волнует.
Нынешний Совет директоров: Паскаль, Дениз, Жеральд и Жан-Филипп Дюбуа
Исторический экскурс
Компанию в 1901 году основал прадед братьев Дюбуа, начав с производства готовых механизмов. Первым из ее усложнений стал минутный репетир. “Репетиры в то время пользовались большой популярностью, поскольку люди в темноте не могли разобрать, который час, — рассказывает Паскаль Дюбуа. — Мой прадед специализировался на таких часах. Позже он перешел на производство хронографов и других усложнений”.
В настоящее время Dubois Dépraz больше не выпускает готовые механизмы. Ее специализация — модули с усложнениями, которые интегрируются в существующие базовые калибры, в том числе производства ЕТА. Одним из фирменных продуктов Dubois Dépraz являются хронографы различных видов, в том числе с функцией flyback.
“Все упирается в цену, — считает Дюбуа. — Сегодня в производстве хронографов используются достаточно недорогие компоненты. Их умеренная цена обусловлена большими объемами. Если бы мы выпускали собственные механизмы, наша доля рынка была бы ничтожно малой, объемы производства ограниченными, а цены на нашу продукцию очень высокими”.
И все же Dubois Dépraz начала работу над собственным базовым калибром из-за отсутствия гарантированно стабильного притока калибров от существующих производителей.
“Мануфактурный механизм может стоить в десять раз дороже базового калибра ЕТА, — говорит Паскаль Дюбуа. — Сейчас мы пытаемся определиться с ценовой категорией мануфактурного механизма производства Dubois Dépraz. Думаю, что он будет значительно дороже калибров ЕТА вследствие ограниченного выпуска. У нас сложились прекрасные отношения с ЕТА. Наша сестринская компания DPRM SA поставляет ЕТА колеса, трибы и другие части. Мы, в свою очередь, являемся ее клиентами. Иногда возникают определенные сложности, когда нам нужны калибры, а их невозможно достать”.
Слева направо: основатель компании Марсель Депра, рабочие компании (ок. 1902 г.), семья Дюбуа (1903 г.), Рейнольд Дюбуа.
Мануфактура
Мануфактура Dubois Dépraz находится в швейцарском городке Ле-Лё в самом сердце Юрских гор (по соседству с Audemars Piguet, Jaeger-LeCoultre и другими). Мануфактура состоит из двух подразделений, одно из которых занимается изготовлением основных компонентов для усложнений с применением специализированных станков с ЧПУ.
На той же улице, у подножия холма, находится цех по сборке усложнений, которые потом устанавливаются на базовые механизмы.
Обе мастерские поражают воображение: одна — своим инновационным, высокотехнологичным оборудованием, другая — более традиционным духом. К слову, компания провела модернизацию сборочного цеха, которая завершилась к празднованию 110-летнего юбилея марки, в октябре 2011-го.
Качество и внимание к деталям
Высочайшее качество — визитная карточка Dubois Dépraz, ведь братья понимают: один некачественный продукт перечеркнет 110 лет отменной репутации.
“Мы знаем свою работу, мы с братом оба часовщики и всегда стремились к наивысшему качеству продукта, — настаивает Паскаль Дюбуа. — Лучше мы потеряем деньги, чем продадим продукт, в котором не уверены на все сто. У нас хорошая репутация в отрасли, и мы знаем, как просто было бы ее испортить, поэтому тщательно заботимся о высоком качестве нашей продукции”.
Признание
Как ни странно, братьев Дюбуа совершенно не волнует тот факт, что помимо профессиональных часовых марок о них никто больше не знает. “Мы специализируемся на изготовлении модулей с усложнениями, и нам чрезвычайно приятно видеть в магазинах часы, оснащенные нашими усложнениями, — говорит Дюбуа. — Мы знаем, что в них заложен и наш труд, и нам этого вполне достаточно. Мы гордимся плодами своего труда, и нас нисколько не расстраивает, если марка не упоминает нас как своего соавтора. Если бы мы хотели славы, нам нужно было бы сменить направление деятельности”.
Некоторые марки даже подчеркивают, что их часы оснащены модулями от Dubois Dépraz, чтобы обеспечить себе дополнительное доверие. Более того, некоторые из клиентов Dubois Dépraz предлагают украсить механизм или ротор логотипом мануфактуры. Но братьям это ни к чему. Каким бы логичным ни казался переход Dubois Dépraz к полному производству часов, на сегодняшний день у компании нет таких планов.
“Одно дело производить усложнения, другое — создать марку, — объясняет Дюбуа. — Это не наш профиль. Можно, конечно, заняться этим, однако нам было бы непросто конкурировать с собственными клиентами. Мы поставщики, наша работа — поставлять маркам компоненты, и мы отлично с ней справляемся. Мы не смогли бы оставаться настолько открытыми, если бы начали работать над новыми продуктами, которые бы, несомненно, заинтересовали всю часовую промышленность. Занявшись разработкой собственных часов, мы бы из подрядчика превратились в производителя. В действительности мы выпускаем модели по особому заказу некоторых наших клиентов, однако пользуемся их разработками, а не собственными”.
Каталог Dubois Dépraz полон самых разнообразных усложнений, хотя в последнее время мануфактура и отошла от идеи усложнения как самоцели. “Уже лет пять или десять мы предлагаем нашим клиентам хронограф с функцией flyback, — говорит он. — Сегодня усложнения продать сложнее. Покупателю и так непросто объяснить принцип работы хронографа, а тут еще и функция flyback. Четыре года назад марки соревновались друг с другом, кто предложит усложнение позамысловатее. Сейчас в моде более функциональные усложнения информационного характера. Мы же остаемся специалистами по flyback и другим хронографам”.
Будущее
В будущем Dubois Dépraz надеется удивлять клиентов интересными продуктами.
Братья Дюбуа поставляют компоненты множеству марок, однако когда Паскаля спросили о любимых часах, он не колебался ни секунды: “Часы Pierre DeRoche, марки моего брата, — сказал он. — Из спортивных часов мне нравятся Pierre DeRoche и Richard Mille. Из классики Patek Philippe, Vacheron Constantin и Audemars Piguet. Своих “патеков” у меня пока нет, но очень бы хотелось иметь.
Мое любимое усложнение — репетир, в особенности пятиминутный. Он отлично продается, ведь у него есть одно ощутимое преимущество — звук, который легко продемонстрировать покупателю. В каталоге Dubois Dépraz есть исключительно престижные пятиминутные и четвертьчасовые репетиры”.
Осенью 2011 года прошли торжества по случаю 110-летнего юбилея Dubois Dépraz. Europa Star поздравляет эту достойную уважения компанию и с нетерпением ожидает от нее новых продуктов и свершений.
Пьер Дюбуа — непокорный брат
На протяжении последних 110 лет все мужчины семьи Дюбуа неизменно становились часовщиками. Пьер Дюбуа, собственник и основатель марки Pierre DeRoche, первым из всех сыновей рода Дюбуа рискнул отклониться от заданного “часового” курса.
“В 16 лет мне совершенно не хотелось быть часовщиком, — вспоминает Пьер Дюбуа. — Я пошел учиться и стал учителем физкультуры. Однако за год мне так надоела работа учителя, что я решил все бросить (на тот момент мне было 24). Я вернулся в университет на факультет экономики. После выпуска я работал в крупнейшем банке Швейцарии. Через семь лет меня пригласили на работу в Audemars Piguet на должность финансового директора. Как видите, я не терял связи с часами, просто подошел к ним со стороны финансов”.
Почему же он не возглавил семейную компанию Dubois Dépraz? “В 1990-х у марки, достаточно небольшой на тот момент, не было необходимости в финансовом директоре, — говорит он. — Я проработал в Audemars Piguet 15 лет и ушел в 2004 году”.
“После ухода из Audemars Piguet передо мной открылась масса возможностей, — говорит Пьер Дюбуа. — Я хотел продолжать работу в часовой области. Получил несколько предложений о сотрудничестве от небольших марок. Некоторые из них предложили мне стать их инвестором. Но после тщательного анализа ситуации я пришел к выводу, что будет лучше начать с нуля и открыть собственное дело. Я обратился за помощью к двум своим братьям и спросил, нет ли у них в запасе какого-нибудь оригинального усложнения, с которого я мог бы начать свой бизнес. Когда они показали мне этот механизм, я был просто потрясен. Так и родилась моя компания Pierre DeRoche”.
Пьер Дюбуа живет в родном доме по соседству со своими братьями. “Мне очень повезло, что моим основным поставщиком является Dubois Dépraz, — признает Пьер Дюбуа. — Я не часовщик. Я по-другому смотрю на часовую индустрию. Моя семья сосредоточена на технических вопросах, я же занимаюсь вопросами рынка и потребностей покупателей”.
“Моя цель — предложить покупателю часы с усложнениями в средней ценовой категории, с различными сочетаниями усложнений, оригинальных, инновационных и интересных, — продолжает он. — Мне хотелось предложить людям нечто новое. Меня не интересуют простые часы и “усложнения ради усложнений”. За семь лет у нас накопилось огромное количество различных моделей с усложнениями в среднем ценовом сегменте. Наша самая сложная модель GrandCliff сочетает в себе сразу шесть усложнений, в том числе годовой календарь и индикатор запаса хода”.
Стоимость часов от Pierre DeRoche колеблется в пределах от 10 тыс. до 45 тыс. швейцарских франков. Последняя новинка марки — коллекция TNT.
“Ежегодно мы производим около 250 часов, — говорит Пьер Дюбуа. — В основном работаем с исключительно стабильным российским рынком. Раньше вторым по значимости для нас рынком была Испания, однако сейчас она близка к банкротству. Наш третий рынок — Япония, а в июле прошлого года мы появились в США”.
Источник: журнал Europa Star декабрь-январь 2011-2012