В начале 1990-х никто в Швейцарии и подумать не мог, что однажды швейцарские часовые марки получат серьезного конкурента в лице Германии. До тех пор Германия всегда оставалась на ролях надежного экспортера дешевых настенных кварцевых часов и ультраточных радиоуправляемых наручных моделей. В области же высокой механики безраздельно царила Швейцария. Однако объединение Германии в 1990-х пробудило воспоминания о маленьком часовом городке под Дрезденом, который в лучшие свои дни не уступал в мастерстве Ла-Шо-де-Фон.
Хлеб для бедняка
Речь идет о Гласхютте, небольшом городке в виде буквы “Т”, удобно расположившемся в 50 км на восток от Дрездена в долине двух рек — Присниц и Мюглиц, образовывающих аккуратный прямой угол. Название Гласхютте (Glashütte) не имеет ничего общего со словом Glas (“стекло”), оно происходит от названия серебряной руды, добычей и переработкой которой местные жители занимались в Средние века. Когда к середине XVI века шахты были выработаны, в Гласхютте и окружающих деревушках начался упадок. Помощь пришла в XIX веке из города Дрездена в лице часовых дел мастера. Фердинанд Адольф Ланге, пройдя обучение у дрезденского придворного часовщика Иоганна Фридриха Гюткеса, отправился в Париж, чтобы отточить свое искусство под руководством Йозефа Таддэуша Виннерля. По возвращении он обращается к властям с просьбой позволить ему начать развитие часовой промышленности в Гласхютте. Неожиданно для самого себя он получает грант и отправляется в Гласхютте обучать безработных фермеров и шахтеров часовому ремеслу. Ланге таки удалось из своих “учеников” сделать настоящих часовщиков. Некоторым из них он даже советовал открыть собственное маленькое дело по производству компонентов и частей.
С течением времени некоторые из таких мелких субподрядчиков переросли в настоящие часовые марки, а Ланге основал собственную компанию, F. A. Lange & Söhne. Растущая конкуренция положительно сказывалась на качестве выпускавшихся здесь часов. Одной из таких фирм была марка, избравшая своим названием лаконичное Glashütte Original. Однако начавшаяся Вторая мировая война положила конец процветанию часовой промышленности в Гласхютте. Часовщики в принудительном порядке перешли на производство бортовых приборов для самолетов и запалов для бомб. Именно по этой причине в конце войны Гласхютте подвергся бомбовому авианалету советских войск. Из-за конфискации фабрик правительством ГДР, возрождению независимого часового дела в послевоенные годы в Гласхютте не суждено было быть.
SEVENTIES PANORAMA DATE, SENATOR DIARY, SENATOR PERPETUAL CALENDAR
Как феникс из пепла
На протяжении 40 лет народное предприятие VEB Glashütter Uhrenbetrieb занималось производством дешевых часов для рынков коммунистического лагеря. Компания разработала собственный кварцевый калибр и механизм с автоподзаводом Spezimatic. После падения Берлинской стены вся инфраструктура компании была выставлена на торги. Мощнейший потенциал фабрики с оборудованием для полного цикла производства механизмов разглядел баварский бизнесмен Хайнц В. Пфайфер. Он приобрел производственный комплекс в 1990 году и вернул к жизни Glashütte Original. За несколько лет Пфайферу удалось претворить в жизнь свою мечту — создать автономную мануфактуру, выпускающую “типично немецкие” часы. Часы должны быть тяжелыми и массивными, считал он, как немецкие авто 70-х. К радости коллекционеров в 1996 году Пфайфер возрождает еще одну марку — Union Glashütte. Ее часы изготовлялись из более дешевых материалов, но оснащались эксклюзивными мануфактурными механизмами.
В 2000 году под покровом “битвы” за право обладания Les Manufactures Horlogeres (IWC, Jaeger-LeCoultre и Lange) Swatch Group приобретает Glashütte Original. Пфайфер остается во главе компании до 2002 года, когда на его место приходит Франк Мюллер. В 2008 году Мюллер уступает “место у руля” Гюнтеру Виганду, работающему в Glashütte Original с 1982 года и пережившему вместе с компанией все ее взлеты и падения.
PANOMATIC LUNA
Настоящая мануфактура
Статус мануфактуры подтверждается высокой интенсивностью производства Glashütte Original, выпускающей множество мануфактурных калибров с традиционными для Саксонии характеристиками: верхней трехчетвертной платиной, заменяющей отдельные мосты, изогнутым регулятором “лебединая шея”, золотыми оправами и, в некоторых моделях, украшенные ручной гравировкой мосты балансового колеса. Здесь производятся все компоненты механизма, даже винты и зубчатые колеса. Единственное исключение составляет регулятор. Разумеется, принадлежность к Swatch Group значительно облегчает поиски недостающих элементов. Искусно выполненные циферблаты многих моделей украшает так называемая Panoramadatum, запатентованная большая апертура даты, ответ марки крупному указателю календаря Lange.
Широкий ассортимент
В отличие от Lange, Glashütte Original предлагает широчайший выбор самых разнообразных моделей во всех ценовых категориях. От симпатичных “демократичных” моделей в стальном корпусе до часов с высокими усложнениями, в некоторых случаях усыпанных драгоценными камнями — у Glashütte Original есть часы на любой вкус и кошелек. Старшие часовщики компании особенно гордятся одним из своих фирменных продуктов, “парящим” турбийоном, созданным по чертежам Альфреда Хельвига, местного часовщика, автора множества революционных изобретений, перевернувших отрасль в 1930-х и 1940-х.
С переходом под крыло Swatch Group оригинальные линии Glashütte Original постепенно видоизменялись в соответствии с диктуемыми международным рынком требованиями. Из ряда новых коллекций отдельного упоминания заслуживает линия Sixties, выполненная в эстетике моделей времен ГДР.
К величайшему сожалению некоторых ценителей часового искусства марка Union Glashütte вместе со своими весьма доступными моделями исчезла с часового горизонта вскоре после того, как бразды правления Glashütte Original перешли к Swatch Group. Ее часы, претерпевшие ряд изменений и оснащенные модифицированными калибрами ЕТА сборки Гласхютте, вновь появились на рынке лишь в 2008 году.
Источник: журнал Europa Star декабрь-январь 2011-2012