В 650 км на юго-запад от Гласхютте, считающегося центром немецкой часовой индустрии, в самом сердце Шварцвальда притаился городок Шрамберг, родина крупнейшего в свое время производителя часов, компании Uhrenfabrik Junghans GmbH & Co. KG. В 2009 году марку, пребывавшую на грани банкротства, спас местный бизнесмен д-р Ханс-Йохем Штайм, возглавлявший в то время шрамбергскую группу компаний Kern-Liebers. В этом году Junghans отмечает свой 150-летний юбилей.
Маттиас Штотц, мастерские Junghans в 1920 и 2011
Возрождение гиганта
Компания получила свое название от Эрхарда Юнгханса, основавшего ее вместе со своим зятем Якобом Целлер-Тоблером в 1861 году. Хотя первоначально Junghans сосредоточилась на производстве компонентов для знаменитых шварцвальдских настенных часов, очень скоро, всего через пять лет после своего основания, она освоила весь производственный процесс.
“Шрамберг был выбран в качестве дома марки более 150 лет назад из стратегических соображений. Помимо близкого соседства с другими часовыми компаниями Шварцвальда, крайне важно было обеспечить бесперебойное энергоснабжение производства, — говорит Матиас Штотц, глава Junghans. — Своим развитием и славой Шрамберг во многом обязан часовому производству Junghans. Как показывает история, здесь берут свое начало многие изобретения, буквально всколыхнувшие немецкую часовую отрасль”.
К 1903 году на Junghans работало уже больше 3 тыс. человек, а объемы производства составляли три миллиона часов в год. На тот момент Junghans являлась крупнейшим производителем часов в мире. В 1930-х годах мир увидел легендарную коллекцию Meister, а после Второй мировой войны (компании удалось сохранить свою инфраструктуру в послевоенные годы, несмотря на свою роль поставщика запалов и бортовых часов для немецкой армии), в 1950-х годах, она стала крупнейшим часовым производителем Германии.
Когда в 1956 году Junghans перешла во владение группы компаний Diehl, она занимала третье место в мире по объемам производства хронометров, уступая лишь Omega и Rolex. В тот исключительно успешный для компании год ее продажи достигли отметки в 10 тыс. часов.
Как и положено такому гиганту, Junghans принимала самое деятельное участие в разработке спортивных хронометров и кварцевой технологии, благодаря чему уже в 1970 году компания представляет свои первые кварцевые часы. Junghans стала одной из немногих часовых компаний, которым удалось достичь вершины признания спортивного мира — в 1972 году на Олимпийских играх в Мюнхене она стала одним из официальных хронометристов соревнований.
Однако к середине 1970-х годов мануфактура, славящаяся своими традиционными механическими часами, оказалась под угрозой исчезновения из-за пресловутого кварцевого бума. В 1976 году Junghans пришлось отказаться от выпуска механических часов в пользу кварцевых — уже через год на рынке появились первые элитные кварцевые часы под логотипом Junghans, обещающие, как тогда казалось, окончательно вытеснить утратившую актуальность механику.
ERHARD JUNGHANS 2
Новаторская технология радиоуправления
В 1980-х годах Junghans стала первопроходцем в области радиоуправления, обеспечившей ей место в истории часовой отрасли. В 1985 году марка представила первые высокоточные часы, синхронизированные при помощи радиосигналов с атомными часами в Немецком национальном институте метрологии (Physikalisch-Technische Budesanstalt). Спустя год вышла версия на солнечной батарее. Марка совершенствовала технологию, пока в 1990 году ее не удалось вместить в корпус цифровых кварцевых часов, получивших название Mega 1 и ставших первыми в мире радиоуправляемыми часами.
Сегодня высокоточное наследие Junghans продолжает жить в ее новой коллекции Mega Futura, цифровой модели с радиоуправляемым механизмом (J604.90) с функцией автоматического сканирования и высококонтрастным цифровым FSTN-дисплеем. Модели Spektrum отличает более классический аналоговый дизайн циферблата с тремя стрелками и крупным цифровым указателем даты. В действие они приводятся радиоуправляемым механизмом (J615.84) на солнечной батарее с 21-месячным запасом хода, более чем достаточным, чтобы пережить долгую суровую зиму.
MEGA FUTURA, SPEKTRUM
Возвращение к традиционным ценностям
В честь своего 150-летия марка выпустила эксклюзивную модель Erhard Junghans 2, ограниченную всего 12-ю экземплярами. Каждый экземпляр пронумерован, причем самым необычным образом, что делает его поистине уникальным: аббревиатура “Nr”, означающая в немецком “номер”, замещает на циферблате арабскую цифру, соответствующую номеру экземпляра в серии. Под классической оболочкой из 18-каратного розового золота бьется мощное “сердце”. Речь идет о новом калибре J330 ручного завода с синей маятниковой пружиной производства другой компании из Шрамберга, Carl Haas.
Возвращение к механике также наблюдается и в других коллекциях марки — Meister и Max Bill. Полный ассортимент часов марки поражает своим разнообразием и многогранностью — предпочитаете ли вы каноническую механику или инновационные технологии, вы обязательно отыщете здесь “свои” часы.
“Помимо механических часов, Junghans предлагает инновационные модели — радиоуправляемые, работающие от солнечной батареи, кварцевые. Ни одна другая марка в мире не может сравниться с нами по разнообразию выбора, позволяющего нам с легкостью приспосабливаться к специфике каждого отдельного рынка”, — утверждает Матиас Штотц.
MEISTER CHRONOSCOPE , MAX BILL CHRONOSCOPE
Светлое будущее
Рост объемов продаж Junghans исчисляется двузначными цифрами в процентах. Она вновь стала прибыльным предприятием с растущими производственными мощностями.
“Год нашего 150-летия был отмечен знаменательным событием, выпуском новой коллекции Meister, — говорит Штотц. — Марка Junghans воспринимается как воплощение традиционных ценностей и творец важных вех в истории часового искусства. Такой имидж служит прекрасной основой для будущих коллекций, будут ли они оснащены механическими или фирменными радиоуправляемыми калибрами, лишний раз подчеркивающими ведущую роль Junghans в области радиотехнологий за последние 20 лет. Большинство компонентов наших калибров J325 и J330, в том числе мосты, храповики и золотые оправы, изготовляются и декорируются опытными мастерами из ателье Erhard Junghans. Мы прекрасно подготовились к будущему — шрамбергская компания Carl Haas будет специально для нас изготовлять заводные и маятниковые пружины уровня Nivarox 1. Мы не гонимся за усложнениями, зачастую совсем ненужными. Наша основная цель — сохранить истинный дух марки и престижность знака качества Made in Germany — in Schramberg”.
Пружины из Шрамберга — залог успеха
Своим успехом и, если на то пошло, возрождением часы марки Junghans обязаны удачному расположению мануфактуры, прямо в сердце славящегося своими часами шварцвальдского региона, в городке Шрамберг. С течением времени независимые специалисты по производству высокопрочных пружин, незаменимых в изготовлении всех видов часов, постепенно объединяли свои усилия, пока не слились в мощный конгломерат Hugo Kern und Liebers GmbH & Co. KG, бывший глава которого, д-р Ханс Йохем Штайм, в 2009 году спас от банкротства марку Junghans.
14 апреля 1861 года — Эрхард Юнгханс вместе со своим зятем Якобом Целлер-Тоблером открывают компанию по выпуску компонентов для настенных часов.
- 1888 год — компания Hugo Kern начинает производство заводных пружин для часов.
- 1890 год — основана компания Pfaff & Schlauder, специализирующаяся на производстве маятниковых и заводных пружин.
- 1904 год — Карл Хаас открывает собственную компанию, начинающую производство маятниковых пружин.
- 1926 год — Появление компании Franz Josef King, также специализирующейся на выпуске маятниковых пружин.
- 1931 год — Carl Haas становится единственным официальным производителем маятниковых пружин Nivarox в Германии.
- 1971 год — в результате слияния Hugo Kern с производителем платин Liebers & Co появляется новая компания Kern-Liebers Group.
- 1981 год — На пике популярности кварцевых калибров прекращает свое существование Pfaff & Schlauder.
- 2007 год — Kern-Liebers Group покупает Carl Haas и, в 2008 году, Franz Josef King.
- 2009 год — Доктор Ханс-Йохем Штайн, бывший президент Kern-Liebers Group, возглавивший Совет директоров группы, покупает Junghans.
- 2011 год — Junghans возвращается к использованию маятниковых пружин производства шрамбергских компаний в своих часах.
Источник: журнал Europa Star декабрь-январь 2011-2012