features


Честолюбивые замыслы Фонда высокого часового искусства

Март 2006



Фонд высокого часового искусства был создан осенью 2005 года и сегодня расправляет крылья. “Кормчий” Фонда Франко Колоньи высказывается более образно: “Сначала мы гребли, а теперь поднимаем паруса”. Но что это такое — Фонд высокого часового искусства (Fondation de la Haute Horlogerie — FHH), каковы его честолюбивые замыслы, с кем он работает, кто в него входит или будет входить?

Честолюбивые замыслы Фонда высокого часового искусства
“Почему именно сейчас?” — этот вопрос мы задали Франко Колоньи. “Потому что бизнес превалирует над культурой и философией. С нашей точки зрения, высокое часовое искусство является частью высокой культуры в традиционном понимании, а не в сегодняшнем узком смысле, когда “высокая” означает “дорогая”.
Колоньи приводит целый список задач FHH: “Мы хотим быть хранителями традиций и различных форм специальных знаний, но мы также хотим внести существенный вклад в обогащение индустрии новыми знаниями посредством стимулирования исследовательской работы. Более того, мы хотим пропагандировать наши ценности и распространять их; прививать их наибольшему количеству заинтересованных людей с помощью мастеров и знатоков высокого часового искусства по всему миру”.

Что такое высокое часовое искусство?
Кое-кто может спросить: реально ли дать четкое определение высокому часовому искусству? Как разобраться с тем, какие торговые марки имеют право на признание, а какие и мечтать не могут о “священном пространстве”? Вопрос очень и очень щекотливый.
“Именно по причине щекотливости, сложности и спорности подобного определения мы и создали Организационный комитет из людей, известных во всем мире своей полной независимостью, — объясняет Франко Колоньи. — Двумя абсолютно приоритетными задачами комитета являются обозначение жестких рамок высокого часового искусства (в категориях технического совершенства и драгоценности) и определение тех, кто в эти рамки вписывается. Комитет установит, какие торговые марки (исторические и современные) являются “мастерами часового дела” и поставщиками соответствующих продуктов. Я настаиваю на составлении поименного списка, и он не ограничится только торговыми марками: в него будут включены работающие по высшему разряду специализированные розничные распространители (не магазины), пропагандирующие наши идеи СМИ, а также отдельные личности —коллекционеры и знатоки. Все они приглашены быть “послами” Культурного центра высокого часового искусства, принимать участие в совещаниях и предлагать кооптацию других потенциально заинтересованных сторон.

Не словом, а делом!
Достаточно откровенно. Этот “каталог намерений” на бумаге выглядит вполне понятным, но станут ли благие намерения делами? Фонд уже подготовил план работы. Программа ориентирована на все стороны, к которым Фонд намеревается обратиться непосредственно: производителей, розничных продавцов и, разумеется, информированных потребителей. Какими средствами этот план будет претворяться в жизнь?
Что касается производства, то Фонд намерен внести свою лепту в борьбу за защиту “интеллектуальной собственности” посредством пропаганды важности концепций патента и авторского права. Такая пропаганда является частью ожесточенной борьбы с нарушениями любого типа: базовым копированием, в ходе которого заимствуются все основные черты конкретного продукта с целью выпуска похожей модели с другим названием, и изготовлением подделок, которое растет с пугающей скоростью. Целью этой акции является пропаганда неповторимого качества продуктов высокого часового искусства. Это направление деятельности Фонда включает и попытку дать четкое определение понятию Swiss Made, а также всем прочим международным ярлыкам типа “страна-производитель”.
Что касается дистрибуции, то Фонд сосредоточится на обеспечении продуктам высокого часового искусства особого внимания и соответствующего освещения. Цель — обучить продавцов таким образом, чтобы они могли ответить на любые вопросы покупателей. Фонд также поднимет конкретный вопрос о пагубной системе субдистрибуции, сером рынке и безудержном использовании электронной торговли. Соответственно, Фонд намеревается активно содействовать осознанию этих проблем.
Что касается связей с общественностью, то Фонд выступает за сочетание профессиональной и этической информации. Он намерен заниматься мониторингом объективности распространяемой информации и преследовать по закону распространителей дезинформации, независимо от используемых ими средств — печати или рекламы.
Итогом всех этих акций должно стать укрепление доверия потребителя. Он должен четко понимать, что допуск в царство высокого часового искусства и связанные с этим слава и репутация объясняются наличием подлинных общих осязаемых ценностей. Особые усилия должны быть направлены на работу с молодым поколением и так называемыми “странами с переходной экономикой”, где данная идея требует особо активной пропаганды. Поэтому Фонд хочет организовывать встречи, обмен идеями и противоположными точками зрения — диалог во всех его формах.

Веб-сайты, публикации, форумы, тренинги
Вышеприведенная всеобъемлющая программа должна быть постепенно воплощена в жизнь в течение ближайших месяцев. В июне 2006 года начнет работу Исследовательский центр Фонда. Одним из ключевых пропагандистских инструментов Фонда станет большой интернет-портал. Он будет называться haute-horlogerie.org и тоже начнет работу в июне. Портал будет энциклопедическим и состоять из четырех сайтов-подразделений. Они будут представлять культуру и философию высокого часового искусства, рассказывать об организуемых Фондом мероприятиях, служить местом регулярной публикации “Журнала высокого часового искусства”. Этот журнал замышляется как активный инструмент дискуссий и диалога, а также живая иллюстрация открытости Фонда.
Осенью 2006 года будет опубликован первый справочник высокого часового искусства — книга Доминик Флешон Maître Horloger – Métier d’Art (издательство Flammarion). Ее можно будет приобрести в хороших книжных магазинах и через Интернет.
Выход книги совпадет по времени с первой серией форумов высокого часового искусства, которые Фонд планирует провести в Женеве. Все “послы” высокого часового искусства и другие гости обменяются мнениями по поводу самой концепции высокого часового искусства.
Наконец, начиная с сентября текущего года будет открыт тренинг для всех заинтересованных профессионалов: розничных распространителей, продавцов и владельцев монобрендовых бутиков, работающих с продуктами высокого часового искусства. Первыми темами тренинга будут культура и дух высокого часового искусства, его ноухау, навыки, необходимые в торговле его продуктами, а также принципы удовлетворения потребителя.
Тренинги будут двухдневными, а проведут их независимые специалисты, готовые выехать в любую точку планеты.

А как насчет денег?
Последний вопрос нельзя не задать. Каким образом Фонд — некоммерческая организация — намерен финансировать эту грандиозную программу? Оказывается, у Фонда есть два “полюса”: некоммерческий, который мы описали выше, и доходный, который призван финансировать деятельность первого. Это подразделение называется FHH Events, оно специализируется на организации мероприятий для профессионалов и завладело таким золотым дном, как “Международный салон высокого часового искусства” SIHH — ключевым событием в индустрии. В этом году салон уже в шестнадцатый раз открылся в Женеве, в великолепном зале под названием “Город высокого часового искусства”. Кроме того, FHH “Для большого плавания одних весел недостаточно, — заключает Франко Колони, развивая метафору, с которой мы начали этот разговор. — Следует поднять все паруса и пытаться поймать нужный ветер. Правда, один Бог знает, когда это случится”.


Источник: журнал Europa Star апрель-май 2006