Все настоящие дизайнеры часов, которых я знаю, ностальгируют о детских временах, когда они собирали конструкторы, разбирали будильники, вынимая зубчатые колеса. Мы чувствуем “тот дух” на новом предприятии Денниса Флажиоле, которое он построил для собственных исследований на основе производственных мощностей De Bethune, расположенных в деревушке Ля Шо на зеленых пастбищах гор Юра.
В этой лаборатории алхимии, в которой автоматизированные рабочие места и столы завалены сотнями, даже тысячами маленьких деталей, колесиков, стрелок, Деннис Флажиоле собирает и разбирает свои собственные конструкторы. Это не маленькие дрожащие машинки, как в детстве, а наоборот — очень сложные, технически продвинутые швейцарские часы — haute horlogerie. После того как они покидают мастерскую, эти часы собирают коллекционеры и любители по всему миру.
Деннис Флажиоле вместе с Дэвидом Занетта основал здесь магазин бренда De Bethune в 2002 году. Через несколько лет они организовали успешную базу для создания часов, которая следовала и даже опережала слоган “Смело смотрим в будущее, не забывая о традициях”. Эти два человека составляют взаимодополняющий дуэт.
Дэвид Занетта и Деннис Флажиоле
Дэвид Занетта, генеральный директор, — яркий итальянец, который в 1960-е годы был одним из первых специалистов по старинным часам. Благодаря отличной репутации он стал консультировать многих серьезных коллекционеров. Он делится своими обширными историческими знаниями с Деннисом Флажиоле, конструктором часов, который работает на производстве генеральным менеджером. Деннис Флажиоле реставрирует старинные изделия и одновременно работает с такими дизайнерами, как Франсуа-Поль Журн и Вьянне Альте из THA — ателье, специализирующегося на производстве люксовых часов, сегодня собственность Carl F. Bücherer.
Ломая старые привычки
История так вдохновляет! Успех швейцарского часового производства заключен не в исключительной креативности, а в гении формализации и стандартизации того, что уже было изобретено. Эти наблюдения привели дуэт к переосмыслению того, что является фундаментальной основой часового дела — “до точки полного преобразования”, — как пояснил Занетта. “Когда человек может сломать старые привычки и начинает по-новому думать об основах механики, — объясняет Деннис Флажиоле, — все становится легче, особенно в свете технологий, которые у нас есть сегодня. Возьмем, например, баланс. Мы знаем, что он является основой. Для того чтобы достичь большей точности баланса и высокой инерции, теоретически достаточно сделать платину в центре более легкой, а вокруг нее по окружности поместить очень тяжелое кольцо, чтобы достичь наилучшего баланса. Это все — часть существующей теории, но, когда я получал патент, то был крайне удивлен, что никто не брал во внимание уже существующую теорию”.
Эта особая работа над балансом была начата De Bethune в 2003-м году. Поиски постепенно привели к тому, что был найден баланс, центр которого был изготовлен из круглой силиконовой пластины с платиновым краем. Чтобы довести до конца то, что бренд представил в этом году, Деннис Флажиоле и его команда постоянно работают над изменением формы и материала, из которого изготовлен баланс (это вы можете увидеть на иллюстрациях).
Думая руками
Прогрессивный креативный процесс, проиллюстрированный здесь на примере баланса, отражает творческий подход De Bethune. Отдел по исследованиям и развитию, возглавляемый Ноа Шевре, экспертом по новым материалам, вместе с двумя инженерами-техниками специализируется на конструкции механизма. Кроме базовых исследований, проводится активная работа по конструкции и оптимизации часового механизма. В драгоценном ящике с инструментами сегодня есть сложное оборудование, основанное на 3D-технологиях. А в собственной мастерской Денниса Флажиоле разбросаны детали, он, по его собственным словам: “думает руками”. Самое удивительное — это полная интеграция, совершенная гармония технического подхода с подходом формальным. С одной стороны, отдел по исследованиям и развитию изучает оптимизацию различных компонентов, которые составляют сердце часового механизма (с целью более точных часовых показаний, уменьшения трения, инерции и лучшей притирки деталей). С другой стороны, достижения постепенно интегрируются в механизм и часы.
Интеграция напоминает синтез, работу “часового скульптора”, где форма и функция переходят одна в другую для того, чтобы создать единую концепцию маленьких часов. В этой концепции исчезли все различия между технологией и дизайном. Даже понятие о дизайне кажется почти еретическим, т. к. прогрессивный дизайн часов рождается из интеграции “технико-дизайнерских элементов”, из которых постепенно разрабатывается концепция, создаются, рассчитываются, выполняются в 3D, тестируются, делаются повторные расчеты и новые трансформации — непрерывный цикл.
Полностью уникальное производство
В процессе рождения часов, когда Деннис Флажиоле и Дэвид Занетта постоянно обмениваются идеями, De Bethune может рассчитывать на все ресурсы реального производства. Находящееся неподалеку деревушки Л’Оберсон, это производство имеет атипичную организацию, особый производственный процесс (90% деталей, используемых De Bethune, выпускается именно здесь). Нет разделения на специализированные ателье, одно из которых делает детали корпуса, а другое — компоненты механизма. Наоборот, техники используют одни и те же машины в одних и тех же мастерских, для того чтобы штамповать мелкие детали, изготавливать кнопки, корпуса, фрезеровать микроскопические детали. Всего изготавливается около 3, 5 тыс. различных компонентов.
Декорационное ателье также мультифункционально — создание спиралей с бороздками, узоров Côtes de Genève, изготовление литейных форм выполняется как на станках, так и вручную. “Мы не фанатики, которые требуют, чтобы все любой ценой было сделано вручную, — объясняет Флажиоле. — Мы прагматично работаем над результатом, которого хотим достичь, и нас не останавливают предрассудки”. И мы имеем действительно великолепный результат. Особенно это касается великолепной полировки и блестящих элементов отличительной символики De Bethune.
Ателье предварительной и основной сборки с опытными часовщиками также демонстрируют слияние механики и дизайна. Некоторые элементы корпуса, например, циферблаты с интегрированными механическими компонентами, такими как накопители энергии, находятся на грани техники и эстетики, граница между этими двумя понятиями становится размытой.
Одной из наиболее интересных черт этого типа организации производства — метод точного временного менеджмента — от обработки до логистики с поразительной прозрачностью. 40 человек опытного персонала работает на этой производственной мощности, включая отдел по нанесению гальванического покрытия, сложных механизмов, контроля качества, сервисный центр и логистический офис. Здесь производится приблизительно 500 часов в год, снабженных 15 различными механизмами — турбийоном, хронографом, цифровым дисплеем, 10-дневным запасом хода, GMT, трехскоростным автоматическим и даже специальным механизмом для ювелирных часов.
Количество часов, которые производят за год, очень скромное. Но увеличивать его основатели бренда собираются постепенно, оставляя время для внедрения своей “фьюжн-концепции”. Кроме отличий в производстве, следует отметить и классические стандарты работы. Часы De Bethune — действительно особые.
Dream Watch One
Часы имеют циферблат из палладия в различных цветовых вариациях матовых, глянцевых и полированных поверхностей, которые можно заметить при малейших колебаниях баланса. Его центр сделан из силикона, поэтому баланс кажется невидимым. Циферблат интегрирован в корпус, вдохновленный коллекцией DBS, из покрытого палладием
белого золота. Корпус установ лен на движущуюся рамку, что делает часы очень удобными в носке. Среди других особенностей этой модели — трехмерные фазы Луны и резерв хода свыше восьми дней.
Часы Matrix
В то время, когда внимание сконцентрировано на двух поразительных инновациях De Bethune — Dream Watches, представленных в этом году, необходимо отметить, что патенты бренда подходят для всего ряда механизмов, изготавливаемых на собственном производстве.
Часы Dream Watches 1 имеют силиконовый баланс и силиконовый турбийон. Изготавливается несколько часов Dream Watches, но только одни из них идут в продажу. Остальные возвращаются на производство. Они становятся не прототипами, а матрицами, по которым развиваются новые модели, которые становятся частью коллекций.
Коллекции De Bethune появились лишь через несколько лет после создания бренда, но они уже достаточно большие для того, чтобы привлечь информированных (и богатых) клиентов с разными вкусами. Среди них:
- Коллекция Classic — чистые и простые линии, циферблаты с узором guilloche.
- DBS Collection — более современная коллекция, традиционные циферблаты.
- DB Digitale — традиционный циферблат, на его обратной стороне — сферическая Луна в окружении звезд.
- DBL — изысканные и утонченные женские часы, пример современного подхода к декорированию.
- DB22 — более спортивные, полированный титан, розовое или белое золото.
- DB24 — включает новую эксклюзивную функцию, которая регулирует скорость автоматической системы завода.
- DB12 Maxi Chrono — пять накладных стрелок по центру.
Бренд со сферической Луной (еще одна из очевидных инноваций, демонстрирующая мышление вне рамок и напоминающая о том, что подход к часовому делу должен быть пересмотрен на глубинном уровне) не привлек еще пристального внимания медиа, но является одной из наиболее страстных авантюр в современном часовом искусстве.
DIGITALE WATCH, DB24 VETROIS WATCH и DB21 CHRONOGRAPH
Источник: журнал Europa Star сентябрь-октябрь 2008