Без часов в голове
Все же карусель — это еще удел традиционного часового дела, пусть она и считается “древней” и “новой” одновременно. Куда ей до изысков таких марок, как Romain Jérôme, которая наделала шумихи своей Day & Night Double Tourbillon, устройством с двумя каретками, работающими попеременно. Разработанная BNB Concept (да, да, все теми же) конструкция была превращена Romain Jérôme “в исключительные часы, не показывающие время”. Без всех часовых функций, а именно индикации часов, минут и секунд, в модели высвободилось достаточно места для двух турбийонов, поочередно отсчитывающих периоды по 12 часов.
Заявленное маркой притязание на “исход из часовой области”, похоже, звучит в унисон с потребностями рынка, судя по откровениям Жерома, сообщившего о поступлении заказов “на 50 млн швейцарских франков на его крохотном стенде в 32 м2 на BaselWorld” на его этически дискуссионную модель Titanic DNA, “находящуюся в продаже всего пять последних месяцев”.
Успех, пускай и одиозный, модели Day & Night Tourbillon (которая лишь демонстрирует некоторое механическое движение, свойственное часам, будучи лишенной практически всей часовой утилитарности) символичен в отношении концептуального поворота в часовом деле. Оправданная лишь маркетинговыми соображениями, она, по моему мнению, является отчетливым признаком формирования пузыря в часовой отрасли.
DAY & NIGHT DOUBLE TOURBILLON от Romain Jérôme
В том же русле, на весенних показах в большом количестве присутствовали новые часовые марки, практически все избравшие себе аналогичный путь: объемистые часы, демонстрирующие все внешние признаки злободневности (резкие формы, сочетания различных материалов, обзор механизма, превосходная функциональность, “трехмерность” циферблатов, пристрастие к розовому золоту и черному цвету), адресуемые верхнему ценовому сегменту (турбийоны, flyback-хронографы, минутные репетиры, вечные календари), все претендующие на “авангардизм”, по крайней мере своими ценами, поскольку в своем большинстве часы от этих малоизвестных марок продаются как минимум в пяти-шестизначном ценовом диапазоне.
Когда “авангард” становится столь многочисленным и господствующим, справедливо будет задаться вопросом, представляет ли он собой все еще авангард или уже превратился в доминирующий мейнстрим? Хотя можно и нужно приветствовать творческую созидательность, движущую сегодня часовую отрасль, необходимо также отличать истинное творчество от того, что по всем признакам представляет собой общее место.
OPUS 8 от Harry Winston
Игривые и поэтичные
Наиболее игривые и причудливые модели не всегда оказываются в числе наиболее передовых в творческом плане, хотя и здесь случаются исключения. Примером такого исключения является замечательная Opus 8 от Harry Winston Rare Timepieces. В ней воплотилась радость безудержного воображения, пусть ее функциональность и ограничивается лишь индикацией часов и минут, а, если точнее, индикацией времени с точностью +/– 5 минут.
В модели Opus 8 показания часов отображаются в цифровом формате, словно по волшебству. После нажатия рычажка на ранее однотонном узорчатом экране появляются рельефные цифры, объемность которых впечатляет.
Минуты отображаются на расположенной в правой части корпуса вертикальной шкале с шагом в пять минут. Показания времени не отличает высокая точность. Часы, несмотря на свой облик, являются полностью механическими.
Подобный трюк стал результатом творческих усилий чужака в часовой отрасли — Фредерика Гарино. Выпускник Французской военно-морской академии и судовой практикант-механик, он посещал Школу искусств и ремесел в Лионе, где стал специалистом в области гальванопластики. В часовую отрасль Гарино пришел в 2001 году, поступив на работу в Renaud & Papi, “лабораторию” Audemars Piguet, где в 2005 году организовал специализированное часовое подразделение (Cellule des Spécialités Horlogères).
Сравнительная неотягощенность Гарино часовыми традициями, определенно, позволила ему избегнуть “детерминизма” в своей работе. Дитя своего времени (1971 года рождения), для Opus 8 он предложил визуальное решение в духе поп-арт. Его часы напоминают большой электронно-лучевой телевизор с сегментированными цифрами, словно выгравированными на плоскости, напоминающей первые цифровые табло. Opus 8, обязанная своим появлениям передовым технологиям, — характерный представитель “развлекательного” часового сегмента. В этой связи также вспоминаются последние модели от Grisogono, рассматривавшиеся в прошлом номере. Так что не будем отказывать себе в удовольствии поиграть с такого рода часами. Часы могут быть весьма развлекательными и забавными (в техническом плане).
В отношении развлекательности и даже некоторой поэтичности можно упомянуть милую и очаровательную модель Grandes Heures от Hermès. Пусть это и не сложные в техническом отношении часы, способ индикации ими времени весьма оригинален. Расстояние между часовыми метками в них не традиционное равномерное, а прихотливое. Так, метка “12 часов” всегда находится на своем месте, тогда как метка “1 час” может быть сдвинута на метку “2 часа”, “2 часа” на “3 часа”, затем “3”, “4” и “5” часов сжаты до интервала 2-х часов вплоть до отметки “6 часов”, словно с тем, чтобы эти рабочие часы проходили быстрее.
Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 1 - Экскурс в историю
Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 2 - Турбийоны
Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 4 - Кремний
Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 5 - Авангард
Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 6 - Пересмотр классицизма
Источник: журнал Europa Star июль-август 2008