features


Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 2 - Турбийоны

Июль 2008



Является ли отказ от общепринятых часовых норм и смещение в область “искусства” проявлением иррациональности и даже некой тщетности? Или же это подсознательная дань уважения суетности нашей эпохи?

Турбийоны на орбите
Озадачившись этими вопросами, продолжим наше странствие по выставкам. Ага, вот и они — турбийоны. Эти устройства сегодня стали настолько расхожими, что уподобились бедным родственникам. В этой связи будет уместно снова обратиться к аналогии со “спором древних и новых”, сопоставив концептуальные подходы таких, к примеру, марок, как Greubel Forsey и Zenith с ее Zero-G (нулевая гравитация) турбийоном с гироскопической кареткой или Concord с ее моделью C1 Gravity Tourbillon.
Как и в случае Журна, целью Робера Гребеля и Стефана Форси является следование часовым традициям и неуклонное их совершенствование. “Наша работа началась с отказа согласиться с заявлением наших наставников о том, что “в часовом деле уже все давно придумано”, — поясняет Форси. Этот отказ верить в невозможность прогресса в часовом деле послужил основой подхода, исповедуемого этим часовым дуэтом. Они стремились расширить существующие границы, при этом избегая вычурности в своем поиске путей повышения точности хода, улучшения технических характеристик и оптимизации конструкции. Для этих двоих упомянутые задачи являются взаимосвязанными, что и позволило им достичь таких результатов, как создание 30-градусного двойного турбийона, 24-х секундного наклонного турбийона, призванного нейтрализовать операционные отклонения, сферического дифференциального квадратичного турбийона, вдвое повышающего точность двух блоков регулятора, и ожидаемого вскоре уравнивающего дифференциального турбийона, распределяющего постоянное усилие между блоками регулятора.

Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 2 - Турбийоны

SPHERICAL DIFFERENTIAL QUADRUPLE TOURBILLON от Greubel & Forsey

Наряду с тем, что искания Гребеля и Форси лежат в плоскости фундаментальных исследований, они также отражают их стремления к чистоте внешних форм. В созданных ими часах гармонично сочетается безупречная эстетика и техническое совершенство. Их творения появляются регулярно, вне всякой связи с соображениями маркетинговой целесообразности. Марку можно было бы причислить к стану “древних”, однако этот талантливый дуэт определенно находится в передовом отряде “новых” часовщиков современности.
В оппозиции к терпеливому и последовательному подходу, демонстрируемому Greubel Forsey, расположились турбийоны “новых”, такие как Zero-G от Zenith и C1 Gravity от Concord. При всей их кажущейся несравненности и инновационности — им с блеском удалось преодолеть множество трудностей — свою практическую целесообразность им еще придется доказать. (В этой связи хотелось бы посмотреть на хронометрические состязания, в которых поучаствовали бы исключительно турбийоны.)
Понаблюдав за вращением турбийона Zero-G во всех мыслимых направлениях, нельзя не поймать себя на мысли о том, какие это замечательные часы. Их современный многослойный корпус Defy Xtreme изготовлен из таких инновационных материалов, как хезалитовое стекло, углеродное волокно, алюминий и черненый титан. Каретка гироскопа, состоящая из 166 компонентов, смонтирована на карданных шарнирах, наподобие старых морских хронометров, что позволяет ей принимать горизонтальное положение при малейшем изменении положения часов в пространстве. Таким образом, несмотря на кажущееся хаотичное вращение всего и вся, блок регулятора неизменно пребывает в горизонтальном положении. Работоспособность системы обеспечивает гениальное изобретение, запатентованное Zenith. Передача движения в нем осуществляется посредством конических шестерен со спиральными зубьями, обеспечивающими реверс передачи и компенсирующими вращательные движения каретки гироскопа.
Аналогичный конструктивный принцип функционирования в двух плоскостях (горизонтальной и вертикальной) иным способом реализован в модели C1 Tourbillon Gravity. Ее механизм был специально разработан для Concord “алхимиками” из BNB Concept. В традиционном для “новых” духе разделения функций турбийон в C1 Gravity вынесен на периферию циферблата и корпуса и расположен вертикально, создавая впечатление, что он “независим от механизма”, с которым он на практике соединен перпендикулярной передачей. Секунды отображаются на черном алюминиевом цилиндре с соответствующей шкалой, соединенном с кареткой турбийона из алюминия и лития, которая совершает оборот в течение минуты. Размещение турбийона сбоку позволило обнажить многоуровневый циферблат, отображающий часы, минуты, запас хода и показания flyback-хронографа.


Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 2 - Турбийоны

C1 GRAVITY от Concord


“Воинственная” терминология в описании этого турбийона свидетельствует об агрессорских аппетитах марки в отношении рынка. Среди характерных выражений — такие как “отважный, передовой, авангардный”, “дерзкая конструкция”, “властный, практически деспотичный облик”, “элемент, берущий часы в осаду, отстаивающий свое присутствие и порабощающий корпус”.
Concord с непоколебимой уверенностью описывает свои часы как “граничащие с помешательством, вне видимых границ традиционализма, в реформаторском средоточии, намного опередившие свое время”. И в самом деле. Впрочем, когда кто-нибудь говорит о “реформаторстве”, надо бы точно определиться с терминологией, а также с тем, что именно подразумевает данный термин. Также справедливо будет задаться вопросом, являются ли эти турбийоны турбийонами в строгом смысле, как его понимал Бреге.
Согласно определению в его патенте столетней давности, вращение каретки турбийона, содержащей в себе узел баланса и спуска, обслуживается отдельной колесной системой и происходит в одной плоскости с балансом, т. е. оси вращения каретки и баланса расположены параллельно. Ныне это неактуально.

Веселая карусель
В попытке разрешить это недоразумение (к слову сказать, похоже, что многим покупателям “турбийонов” нет никакого дела до данной полемики), часовщик-анархист Венсан Калабрезе, всецело из Blancpain, предложил не “турбийон”, а “карусель”.
Не вдаваясь в технические подробности, отметим только, что карусель, изобретенная в 1892 году Бане Бониксеном из Дании, отличается от турбийона тем, что связана с барабаном двумя колесными системами. Таким образом, передача энергии и ход часов разделены. В случае остановки турбийона останавливается и ход часов, однако в конструкции с каруселью этого не происходит. Инновацией Blancpain стало создание системы, обеспечивающей полный поворот каретки за 60 секунд, что не было характерно для каруселей прежних конструкций.


Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 2 - Турбийоны

CARROUSEL от Blancpain

Датский часовщик разработал карусель с целью обеспечения сопоставимой с турбийоном точности хода и меньшей трудоемкости изготовления. Однако карусель оказалась весьма сложной в производстве, и изобретение со временем было предано забвению.
Карусель Blancpain никак не решает упомянутый спор, поскольку не только совершает оборот за 60 секунд, что прежде было свойственно лишь турбийону, но также и баланс в ней расположен по центру каретки, в точности как в конструкции турбийона.
Впрочем, весьма возможно, что эта система обозначит пути дальнейших изысканий, о чем Blancpain не преминула упомянуть как о “появлении часов нового поколения”.

Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 1 - Экскурс в историю

Нескончаемый спор “древних” и “новых” . Часть 3 - Без часов в голове

Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 4 - Кремний

Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 5 - Авангард

Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 6 - Пересмотр классицизма

Источник: журнал Europa Star июль-август 2008