features


Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 1 - Экскурс в историю

English Español 中文
Июль 2008



По возвращении с весенних показов, где было увидено много часов, у всех у нас сложилось ощущение присутствия некоего турбийона в голове. Таких на выставках было на любой вкус — двойные, тройные, многоосные, эксцентрические, сферические. Но довольно! Сейчас не помешает немного гравитации, чтобы опуститься на землю. Попытаемся же отделить часовые зерна от плевел.

Кто тут самый ярый мракобес?
Познакомившись с таким множеством диковинных штучек, надивившись размерам, толщине, объему, весу и экстравагантности показанных нам часов, мы чувствовали какое-то облегчение, даже умиротворение, когда часовщик демонстрировал изысканные, классические часы традиционной формы и мастерской отделки.


Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 1 - Экскурс в историю


Бальзам на душу!
Фактически это две радикально противоположные часовые концепции, древние, как само время. Не являемся ли мы свидетелями повторения часовой отраслью исторического спора “древних и новых”? Ответ не столь очевиден, поскольку в данном случае “новые” — не обязательно те, о ком мы можем подумать, тогда как к “древним” иногда можно причислить часовщиков, демонстрирующих в высшей степени дерзкие новации.
Краткий исторический экскурс поможет прояснить ситуацию. В ходе “Querelle des Anciens et des Modernes” (творческом и литературном споре, разгоревшемся в начале 1690-х годов во Франции времен Людовика XIV), “новые” хотели отвергнуть исторические традиции, заменив их новыми художественными формами, чтобы лучше восславить своего суверена. Однако они фактически были большими консерваторами и ретроградами. В противоположность им “древние”, прикрываясь авторитетом общепринятых классических авторов, часто оказывались наиболее жесткими и непримиримыми критиками политического режима.
В любой отдельно взятой ситуации непросто определить, кто же является истинными консерваторами. Они зачастую могут оказаться в том лагере, где меньше всего ожидаешь их обнаружить. Не те ли самые отъявленные консерваторы, кто стремится выделиться своей оригинальностью любой ценой? Не наблюдаем ли мы сегодня “консерватизм” нового рода в плане экстравагантности? Можно также сказать, что это консерватизм нуворишей, поскольку такие “выпендрежные” часы, продаваемые в количестве нескольких десятков, по большей части оказываются на запястьях новоявленных миллионеров и миллиардеров со всего мира.


Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 1 - Экскурс в историю

RÉPÉTITION MINUTE SOUVERAINE от F.-P. Journe

Обманчивая внешность
Впрочем, проводя эти параллели, необходима известная осмотрительность, поскольку действительность, как правило, гораздо сложнее, чем кажется. Принадлежность к “новым” или “древним” часто благополучно сочетаются одна с другой, даже в рамках ассортимента отдельной марки. Попробуем копнуть поглубже. В ходе этого анализа распределим продукцию наших часовщиков по трем категориям: изысканные классические модели, новаторские часы и уже не часы. Разумеется, эти категории могут пересекаться и порой одна и та же марка может создавать модели различных категорий. Другими словами, “древний” может иногда очутиться в стане “новых” и наоборот.
В качестве иллюстрации обеих крайностей рассмотрим две модели, представленные на выставках. За “древних” выступают часы Répétition Minutes Souveraine от François-Paul Journe, “новые” представлены неким НЛО — моделью WX-1 от DeWitt. Так кто же из соперников в большей степени революционен?


Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 1 - Экскурс в историю

WX-1 от DeWitt


Répétition Minutes Souveraine против WX-1
Несмотря на свой облик и вопреки всему тому, что можно услышать в этой связи, более революционной является модель Répétition Minutes Souveraine — часы, ступившие на неразведанные часовые территории. С присущим ему упорством и решительностью в деле исследования фундаментальных основ классики высокого часового искусства, Журну удалось расширить границы часового дела, интегрировав минутный репетир в механизм, толщина которого составляет всего 4 мм. Таким образом ему удалось уместить одно из наиболее сложных усложнений (301 элемент) в механизм, толщина которого соответствует обычному тонкому механизму ручного завода. Решение этой задачи потребовало разработки оригинальной системы боя миниатюрного объема. Кроме того, в конструкции Журн использовал плоский гонг, который он ранее применял в модели Grande Sonnerie, расположив его под циферблатом, а не традиционным способом. За счет этого ему удалось не только высвободить больше пространства для механизма, но также добиться громкого и чистого звучания. Журн избрал сталь в качестве материала корпуса (акустические характеристики которой лучше) для своего ультратонкого минутного репетира. Ради обеспечения механизма достаточным количеством энергии он использовал два параллельных барабана, что позволило добиться запаса хода в 56 часов.
Форма корпуса, материалы, архитектура механизма — все они были подчинены единой цели. Другими словами, в данной модели нет ничего лишнего. Как поясняет сам Журн, “занимаясь часовым делом, вы не создаете механические поделки. Производство игрушек — иная профессия. Не для меня”.
Тем, кого все же интересуют механические поделки и “игрушки” для взрослых мальчиков (притом небедных, поскольку розничная цена в данном случае составляет 650 000 швейцарских франков), предлагаем обратить внимание на модель WX-1 от DeWitt. По заявлению Жерома де Витта, эти невероятные часы представляют собой “часы иного типа, и действительно, это больше чем часы. Это современный предмет искусства, открывающий новое измерение в часовом деле”.
Трудно вообразить себе подход в большей степени противоположный тому, который исповедует Франсуа-Поль Журн. Цель, которую ставила перед собой DeWitt не имеет ничего общего с поступательным усовершенствованием надежности работы традиционных часов. Заключалась она, скорее, в создании многомерного объекта, призванного не то чтобы добиться точности измерения времени либо даже визуальной или звуковой индикации его показаний. Эти часы лежат вне плоскости традиционного часового дела. Они — плод постчасового искусства.
Может, размежевание объекта и его функций являются целью “новых”? Концепция модели WX-1 с успехом решает эту задачу, отделяя информационный дисплей (часы и минуты) от “привода”, расположенного вертикально сбоку под неким подобием крышки или “кожуха”, сдвинув который, можно обнаружить пять барабанов, колесную систему, каретку турбийона и механизм завода. Практически невозможно дать подробное описание этому “современному предмету искусства”, как его характеризуют создатели — Жером де Витт и французский архитектор Жан-Мишель Вильмот, привнесший в проект свои знания и навыки из области архитектуры.
Каркас и обшивка модели WX-1 имеют архитектурную структуру и по дизайну соответствуют чему-то среднему между конструкцией субмарины “Наутилус” и беспилотного разведчика из “Звездных войн”. Эти часы, состоящие из 370 деталей, изготовленных из титана, алюминия и розового золота, весят всего 191 г, однако даже не думайте пройти в них через рамку металлоискателя в аэропорту, иначе вас сразу же упекут в Гуантанамо. WX-1 поставляется в комплекте с подставкой, похожей на Эйфелеву башню, так что часы без труда превращаются в настольные. Завод пяти барабанов занимает несколько десятков секунд благодаря механизму с электроприводом, смонтированному из “дымоходов”, которые располагаются на задней стороне корпуса наподобие двух реакторов. Еще одно отверстие открывает боковой вид на вертикальный блок регулятора с турбийоном.
Модель WX-1 выходит за рамки общепринятых норм часового дела, поэтому критерии ее оценки, очевидно, будут существенно отличаться от установленных стандартов. Сочтете ли вы эти часы бесподобными или, напротив, безобразными, не суть важно. Важно то, что WX-1 задает главный для “новых” вопрос. Является ли отказ от общепринятых часовых норм и смещение в область “искусства” проявлением иррациональности и даже некой тщетности? Или же это подсознательная дань уважения суетности нашей эпохи?

Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 2 - Турбийоны

Нескончаемый спор “древних” и “новых” . Часть 3 - Без часов в голове

Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 4 - Кремний

Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 5 - Авангард

Нескончаемый спор “древних” и “новых”. Часть 6 - Пересмотр классицизма

Источник: журнал Europa Star июль-август 2008