features


Возрождение гламура

English
Ноябрь 2008



Проходя по залам музея часового искусства Château des Monts в швейцарском городе Ле Локль, не устаешь восхищаться богатейшей экспозицией часов, покорявших сердца дам с XV по XIX столетие. Карманные эмалированные часы искусной работы, которые предназначались для ношения на поясе либо на шее на усыпанной драгоценными камнями и жемчугом цепочке, иллюстрируют собой изысканную историю искусства создания часов для женщин. Жаль, таких больше не создают. Или все-таки?..

Мастера со всего мира постепенно сбрасывают оковы сна. Ювелиры, граверы и эмальеры объединяются с ведущими часовщиками настоящего, чтобы вновь разжечь пламя этих древних ремесел и возродить часовое искусство во всем его блеске.


Возрождение гламура

Часы с цепочкой для пояса от Philippe Dufalga Paris, приблизительно 1780 г. Фотографии любезно предоставлены Музеем часового искусства (La Musée de l’horlogerie), Ла-Шо-де-Фон.

Возрождение гламура

Дамские часы-кулон, приблизительно 1700 г., с выгравированной надписью “C. Cabrier London”, роспись по эмали выполнена Жан-Пьером Хюо.

Дамские часы-кулон, XIX век, золотая модель, отделана жемчугом и эмалью, медальон с пасторальными сценами.

Дамские часы-браслет с выгравированной надписью “Capt et Freundler Genève 1813”; золотой браслет, декорированный в технике выемчатой эмали, со звеньями в виде змеек, с двумя маленькими рубинами вместо глаз.

Фотографии любезно предоставлены Музеем часового искусства (La Musée d’horlogerie), Ле Локль.



Немного истории
Первые часы для прекрасных дам, появившиеся в конце XV столетия, представляли собой миниатюрные версии настольных пружинных часов. Они служили украшениями, их носили на цепочке на шее (сотуар) либо на chatelaine (набор небольших декоративных цепочек, крепившихся к поясу). Этот аксессуар служил символом статуса, богатства и ума дамы. Одной из первых страстных почитательниц часов и, вероятно, самой известной из них была английская королева Елизавета, которая могла похвастаться весьма богатой коллекцией часов. Согласно архивным данным, королевский конюший граф Лестерский подарил ей усыпанные драгоценными камнями часы, которые свободно свисали на цепочке с запястья — первый известный предок наручных часов. У королевы также были часы-кольцо, которые служили еще и будильником, слегка оцарапывая палец зубцом, когда наступало время!
Примерно два столетия спустя Мария-Антуанетта, королева Франции, взялась за составление собственной часовой коллекции. Ее, обладавшую множеством разнообразных часов, даже однажды нарисовали с двумя часами сразу. В 1783 году один из поклонников королевы заказал для нее в парижской мастерской Бреге, Quai de l’Horloge, весьма необычные часы. Он попросил мастера создать карманную модель со всеми возможными усложнениями, известными на тот момент. Для ее создания должны были использоваться только самые дорогие металлы. Мастера 44 года трудились над часами, которые были закончены лишь через 34 года после казни королевы.
С приходом XIX века женские модели стали более практичными и удобными. Их часто носили на простых цепочках на шее либо на талии, в виде броши и даже на крышке табакерки. Именно в этот период пришла мода на наручные часы, которые дамы предпочитали носить на изящном золотом браслете или ленте. Новая модная тенденция была горячо принята мастерами того времени, хотя мужчины все еще сопротивлялись, называя моду на наручные часы женской прихотью, которая скоро пройдет! В конце концов, как мы знаем, мужчины приняли наручные часы, но произошло это намного позднее, в конце Первой мировой войны.
В 30-х и 40-х гг. ХХ века, когда браслеты были особенно популярны, ювелиры стали создавать часы в виде браслетов со скрытым циферблатом. Женские модели делали неброскими: считалось верхом неприличия, если женщина смотрела на наручные часы в общественном месте. После Второй мировой дорогие часы снова вернулись в массовое производство, ведь дамы страстно желали модных и женственных часов.
Однако ключевые изменения в сегменте женских часовых моделей произошли в 70-х с изобретением кварцевого механизма, сделавшего женские часы еще меньше и дешевле. При этом механические модели отошли в прошлое. Но 90-е ознаменовались возвращением механических часов — только мужских. Женщинам оставалось лишь выбирать между кварцевыми часами и мужскими моделями. С течением времени все больше представительниц лучшей половины человечества останавливали свой выбор на мужских механических часах, и марки пришли к выводу, что женский сегмент рынка созрел и готов к переменам.
Здесь заканчивается наш экскурс в историю часов и начинается реальная жизнь — в самом сердце гламурной революции на рынке женских часов.


Возрождение гламура

Дамские часы-ку лон от Jaeger-LeCoultre, приблизительно 1890 г.

Pansy Watch от Joseph Chaumet. Около 1900 г. Золотые часы, инкрустированные жемчугом, с украшением в виде цветка анютины глазки на сиреневой гильошированной основе, покрытой эмалью. Коллекция Chaumet Paris.



Время перемен
Сегмент женских механических моделей последние несколько лет переживает бурный подъем. Сейчас в женских моделях все чаще появляются турбийоны, вечные календари, функция мирового времени и даже минутные репетиры. Но в целом такие усложнения лишь доказывают, что большинство дамских часов — это более изящные версии мужских моделей, к которым добавили перламутровый циферблат, безель, усыпанный бриллиантами, элегантный ремешок и прочие женские штучки. Согласно данным розничных компаний, такие модели пользуются сумасшедшей популярностью у слабого пола. Но есть дамы, которым этого мало — они хотят часы, созданные специально для них, часы, воспевающие их женственность и в то же время демонстрирующие их познания в сфере высокого часового искусства, символ успеха, статуса и интеллекта. Сегодня несколько часовых марок уже трудятся над созданием невероятно гламурных часов, сочетающих в себе механику высшего класса и разнообразные виды искусства.

DeLaneau — избранные среди избранных
В мире, где часы, как правило, создаются мужчинами для мужчин, DeLaneau заняла крошечную нишу на могущественном часовом рынке.
Глава компании и ее творческий директор Кристина Вендт-Тевна заботится об эстетичности и технических характеристиках моделей марки. Каждое усложнение рассчитано именно на женщин, каждый механизм изучается и создается для них. Когда возникает идея нового усложнения, “я начинаю с того, что пытаюсь понять, что именно найдет отклик в женском сердце, каково отношение женщин ко времени и к часам; я стараюсь приспособиться к их прагматичному подходу к функциям часов, к читаемости циферблата, к легкости взаимодействия с часами вообще”, — говорит г-жа Вендт-Тевна.
DeLaneau в этом году представила две новых, необычайно красивых женских модели с усложнениями — 1608 и Angel Heart, пополнив серию своих механических женских часов с различными усложнениями. 1608 — отнюдь не дата, а количество движений, совершаемых этими механически-цифровыми часами за день. “Было непросто создать часы с функцией “прыгающего часа” и с дополнительным усложнением “прыгающая минута”. Но мы должны были сделать это, ведь сегодня цифры считывать так же легко, как и показания традиционного циферблата со стрелками, а то и легче”, — говорит она. С каждым скачком минут современные деловые женщины стараются поспевать за своим рабочим графиком; циферблат и корпус, поражающие искусностью исполнения, производят при этом некое успокаивающее и умиротворяющее действие на владелицу часов.
Скромный дисплей модели 1608 на метке “3 часа” оставляет всю оставшуюся часть циферблата на милость безудержной творческой мысли. “Я могу обыгрывать различные варианты дизайна циферблата, поскольку стрелки мне не мешают”, — говорит Кристина Вендт-Тевна. Три разных формы корпуса — круглая, квадратная и прямоугольная,12-часовая или 24-часовая версии, использование различных драгоценных металлов и камней, эмали и проч. предоставляют неограниченный простор для творчества.
Романтические Angel Heart выделяются циферблатом в виде сердца, которое может раскладываться в два крыла ангела, обнаруживая под ними маленький циферблат с секундной стрелкой. Крылья раскрываются с помощью механического приспособления, управляемого заводной головкой. Часы оснащены механизмом, выпущенным ограниченной серией. Предлагаются различные версии циферблатов: отделанные эмалью, усыпанные драгоценными камнями, эбенового дерева, с гравировкой ручной работы, при этом женщина свободна выбрать тот вид отделки, который завоевал ее сердце.


Возрождение гламура

DôME CARRÉ ANGEL HEART LA NUIT, AMAZON FLEUR DE LYS и DôME RECTANGLE SOLEIL


Каждая модель от DeLaneau — отдельное произведение искусства, сочетающее в себе труд партнеров марки — создателей и производителей механизма, ювелиров, эмальеров, миниатюристов, гравировщиков и многих других. DeLaneau привлекает к сотрудничеству лучших мастеров Женевы. При этом она одна из немногих компаний с собственным цехом по нанесению эмали высокотемпературным обжигом, работающим в старинной, практически полностью утраченной женевской технике, на сегодняшний день известной лишь горстке мастеров.
“DeLaneau — настоящий покровитель этих мастеров, — говорит г-жа Вендт-Тевна. — Мы делаем все возможное, чтобы не дать кануть в Лету этим традиционным видам искусства, используя их для развития дамской часовой отрасли”.

Van Cleef & Arpels: поэзия Времени
Van Cleef & Arpels за последние несколько лет создала целый ряд усложнений для дамских моделей, сочетающих в себе утонченное ювелирное искусство и часовое мастерство высшего класса.
Трудно назвать Van Cleef & Arpels новичком на рынке женских часов. Компания создает прекрасные оригинальные модели для женщин с 1910 года. В 1935-м марка представила свои знаменитые Cadenas, на создание которых часовщиков вдохновил простой висячий замок. Cadenas с их уникальной застежкой и браслетом-змейкой было суждено стать одной из многих культовых коллекций марки. В 1937-м компания создала часы-браслет Tourniquet с корпусом из желтого золота и браслетом, усыпанным рубинами. Обе модели наилучшим образом демонстрируют уникальный дар Van Cleef & Arpels сочетать часы и браслет в одном изделии, благодаря чему марка впоследствии прославилась по всему миру.


Возрождение гламура

TOURNIQUET BRACELET WATCH, 1937, CADENAS WATCH, 1939 и MONTRE CLIPFLEUR от Van Cleef & Arpels


Однако только в свой столетний юбилей она наконец решила объединить свое мастерство ювелира и дизайнера с высоким часовым искусством. Первый механизм, получивший имя Quantième de Saisons (“вечный календарь сезонов”), обладал уникальным эксклюзивным усложнением, отображавшим смену времен года, и был создан специально для женщин. “Мы прежде всего пытались воссоздать понятие “поэзии времени”, а механические усложнения подходят для этого лучше всего, — говорит Луи де Меккенхайм, маркетинг-менеджер часового подразделения Van Cleef & Arpels. — Сегодня абсолютно все может показывать время. Но людям не хватает времени, чтобы подумать о ценности их времени. Наши часы — больше, чем инструменты, показывающие время и демонстрирующие высочайший уровень мастерства их создателей, за ними кроется целая история”.
Циферблат первой модели с усложнениями, кстати, названной просто Lady Arpels Centenary, состоит из двух частей. Нижняя, неподвижная, покрыта белым перламутром, вторая же представляет собой эмалированный диск, вращающийся позади перламутровой секции, со сказочным садом, изображенным в разные времена года — весной, летом, осенью и зимой. Каждый из циферблатов является плодом более 50 часов кропотливой ручной работы художника по эмали. Диск по мере смены сезонов незаметно для глаза вращает оригинальный механизм.
Часы Centenary не планировались как единственная механическая модель для женщин. Уже в следующем году появилась Lady Arpels Féerie, не менее обворожительная. На циферблате изображена фея с крылышками, инкрустированными круглыми бриллиантами, и лицом в виде грушевидного бриллианта. Волшебная палочка феи перескакивает с одной метки часа на другую, а одно из крылышек показывает минуты с помощью ретроградного механизма, что, учитывая значительный вес инкрустированных бриллиантами палочки и крылышек, лишь подчеркивает высочайший уровень мастерства создателей часов. Позади феи располагается циферблат, покрытый темно-синей эмалевой ромбовидной гравировкой ручной работы либо эмалевым гильоше.


Возрождение гламура

LADY ARPELS CENTENARY, TOURBILLON CADRAN UNIQUE COLIBRI с инкрустацией драгоценными камнями и китайским лаком ручной работы и LADY ARPELS FÉERIE от Van Cleef & Arpels, оснащенные механизмом ручного завода с ретроградным индикатором


“Как только мы придумываем облик, соответствующий духу и мироощущению марки, начинаем искать технический путь воплощения этой идеи в жизнь, — говорит Луи де Меккенхайм. — Некоторые из наших лакированных моделей, например, создаются мастерами из японской деревни Ваджима. Мастера из этой деревни с XVI века изготавливают японский лак исключительного качества”.
Van Cleef & Arpels может похвалиться сотрудничеством на протяжении многих лет с сетью мастеров и художников. “Мы сохраняем верность своим партнерам до тех пор, пока они остаются лучшими в своей области… Но мы также находимся в постоянном поиске новых мастеров, и за все эти годы нам посчастливилось встретить необыкновенных людей, которые смогли воплотить в жизнь наши мечты. Ажиотаж последних лет открыл дорогу для множества новых художников, и в этом и заключается одно из достижений отрасли”, — утверждает Меккенхайм.
С 2006 года компания демонстрирует все возрастающее желание объединить талантливых ювелиров, художников и часовщиков. Отличный тому пример — недавняя коллекция марки Tourbillon Collection, каждая модель в которой демонстрирует высочайшее художественное мастерство: перламутровая инкрустация, различные техники эмали — горячего обжига, перегородчатая, выемчатая, лакировка и изощренная инкрустация драгоценными камнями.

Сад шедевров от Jaeger-LeCoultre
Jaeger-LeCoultre в прошлом году ослепила мир кино и часов своей новой коллекцией Montres Extraordinaires, представленной моделями La Rose и La Tulipe на Венецианском кинофестивале. Обычно вся слава достается мастерам-часовщикам Jaeger-LeCoultre, поражающим мир идеями и изобретениями. В тот раз пришел черед ювелирам марки наслаждаться всеобщим признанием, ведь они смогли продемонстрировать разносторонние таланты одной из самых старых швейцарских часовых компаний.


Возрождение гламура

LA TULIPE и LA ROSE от Jaeger-LeCoultre

Возрождение гламура

LA ROSE и PARURE EXTRAORDINAIRE LE LIERRE


В этом году ювелиры Jaeger-LeCoultre превзошли себя, создав ювелирно-часовой гарнитур Parure Extraordinaire Le Lierre. Набор состоит из часов-манжеты, колье, кольца и пары сережек, напоминающих побеги плюща. В отделке было использовано 12 000 драгоценных камней (в общей сложности 160 карат), включая два редких желтых бриллианта — один в колье (5,19 карата, степень чистоты IF (чистый под лупой)), другой в кольце (2,32 карата).
Часы-манжету можно по праву назвать истинным произведением искусства: корпус из 18-каратного желтого золота с черными элементами с родиевым покрытием, искусно спрятанный под одним из листов плюща. Чтобы точно отобразить мельчайшие оттенки живого плюща, были использованы цавориты (камни из семейства гранатов), желтые сапфиры, изумруды и бриллианты. Камнями усыпаны переплетенные стебли и обозначены тончайшие жилки на отдельных листочках, обвившихся вокруг часов. В большинстве ювелирных часов используется кварцевый механизм. Но только не в случае с моделями от Jaeger-LeCoultre, оснащенными крошечным механическим калибром 846 ручного завода. Любителям занятных фактов о часах будет интересно узнать, что в 1929-м Jaeger-LeCoultre установила рекорд по изготовлению самого маленького механического часового калибра, создав знаменитый Calibre 101, и этот рекорд пока не побит.
“Jaeger-LeCoultre имеет все права называться ювелирным брендом, — говорит Янек Делешкевич, арт-директор компании. — У нас свой собственный ювелирный цех, к тому же компания годами совершенствуется в этом ремесле”. Последние, поистине уникальные, модели прекрасно демонстрируют новый уровень мастерства Jaeger-LeCoultre. Отказавшись довольствоваться традиционными техниками инкрустации, ювелиры марки изобрели два новых приема — snow-setting и rock-setting. Необычность техники snow-setting в том, что путем плотного размещения мельчайших бриллиантов, сливающихся друг с другом, создается цельный, невероятно изысканный корпус часов. А техника rock-setting позволяет крепить драгоценные камни настолько плотно, что они полностью покрывают металлическую поверхность. На виду остаются лишь линии соединения элементов, корпус да средина заводной головки.
Лучшего места для презентации коллекции Parure Extraordinaire Le Lierre, чем Венецианский кинофестиваль, и не придумать. Эти великолепные часы являются воплощением волшебства мира кинематографа. К тому же на знаменитой красной дорожке фестиваля они появились на запястье музы Jaeger-LeCoultre, немецкой актрисы Дианы Крюгер.
Эти невероятные модели были созданы арт-директором компании Richemont Джампьеро Бодино, стремившимся воплотить природные мотивы в украшениях. “Природа — это венец творения, который Jaeger-LeCoultre превозносит своим мастерством”, — говорит он. Выбор дизайнера пал на плющ, поскольку он был очарован грациозными линиями этого вечнозеленого растения.
“Красота всегда будет на первом месте, как в легендарных моделях марки, но ее непременно будут сопровождать впечатляющие усложнения, созданные специально для женских часов, живописные стилизованные циферблаты и ювелирные украшения, показывающие время”, — говорит Делешкевич.

Возвращение декоративного искусства
Возвращение декоративных видов искусства в часовое дело лишь подтверждает, что сегмент женских часов ждет расцвет. Женские модели с усложнениями займут весьма ограниченную нишу на рынке, прежде всего из-за высокой стоимости и строго лимитированного выпуска. Но так и должно быть, ведь иначе гламур перестает быть гламуром.


Новые лица появляются в Женеве на волне популярности часов-драгоценностей
Настоящей проблемой швейцарской часовой индустрии является нехватка квалифицированных часовщиков, которые бы не только обеспечили достаточное количество продукции, но и ее качественное гарантийное обслуживание в будущем. Но в дефиците не только часовых дел мастера. Недавняя модная тенденция, сделавшая ювелирные часы невероятно популярными, заставляет часовые марки лихорадочно разыскивать талантливых ювелиров для работы с часами как в Швейцарии, так и за границей.
Одним из таких поставщиков и есть DJ Sertie, французская ювелирная мастерская в Лионе. За последние несколько лет количество заказов мастерской от часовых компаний стремительно росло и наконец достигло уровня, позволившего ювелирам открыть вторую мастерскую в Женеве для обслуживания исключительно часовой отрасли. В лионском отделении компании, основанной в 1993 году Жаном Данильяном, работает 25 высококвалифицированных ювелиров, при этом еще 16 планируется нанять в Женеве.

Возрождение гламура

Работа мастерской DJ Sertie поражает, гармонично сочетая в себе использование новейшего технологического оборудования и лучшие традиции ювелирного искусства. Каждый из ювелиров DJ Sertie проходит пятилетнее обучение в компании — поистине гигантская инвестиция для компании, которая, однако, уже принесла свои плоды. Кроме того, DJ Sertie уделяет много внимания развитию отношений с клиентами, с этой целью для них была введена система контроля выполнения заказа через Интернет — а это не может не заинтересовать швейцарские часовые мануфактуры. DJ Sertie работает как часы — и это не игра слов!



Источник: журнал Europa Star октябрь-ноябрь 2008