Посетите любой часовой магазин или пролистайте специализированное издание о часах, и почти наверняка вы не встретите там детских моделей часов. Учитывая, что 29% мирового населения младше 15 лет, не кажется ли это несколько странным?
Первое знакомство
Эмоции, порождаемые первыми личными часами, зачастую способны привить любовь к часам на всю последующую жизнь.
“Даже те коллекционеры, кто имеет по 200 часов, питают свою страсть детскими воспоминаниями. Все начинается с момента, когда, отправляясь в школу в новых часах, ребенок не преминет всякий раз продемонстрировать их. Теперь он уже не тот, что вчера. Теперь он в числе тех, кто носит часы. Это чувство не покидает его и в зрелом возрасте, — считает Лоран Пичотто, владелец Chronopassion, Париж. — Продав 100 или 200 часов одному человеку, я попытался понять чувства, которые испытывает потребитель после покупки очередной модели. Вероятно, это чувство сходно с детским чувством причастности к новой социальной группе, если хотите”.
Lego, Casio, flik flak
Маркетинг наших дней
Наверное, вы, как и я, тратили большинство карманных денег на сладости и носили свои детские часы вплоть до подросткового возраста. Сегодня у детей все несколько по-другому. Между различными секторами потребительского рынка идет жесткая конкуренция за детское внимание. Детям адресуется масса товаров, среди которых часы — лишь один из многих предметов, способных служить средством самовыражения и социальной идентификации. Кроме того, ныне часы дешевле, чем пару десятилетий назад, и дети могут иметь по несколько пар часов, не наделяя их особой ценностью.
Также растет число детей, справляющихся о времени посредством мобильного телефона и вовсе не имеющих часов. Если ребенок с детства привыкает пользоваться электронными устройствами, то склонить его к покупке часов в старшем возрасте будет труднее.
Passion, Baby Watch Paris’Tiny
Предложение
Впрочем, ситуация на рынке вовсе не безнадежная. По некоторым оценкам, ежегодно реализуется 5-6 млн детских часов, а предложение на рынке отличает большое разнообразие. Существенная доля этого рынка приходится на обучающие модели. Такие часы различными способами учат детей узнавать текущее время.
Пожалуй, наиболее известная марка моделей такого рода — flik flak, учрежденная Swatch Group в 1987 году. Эта компания разработала собственную методику обучения, реализованную посредством двух персонажей: старший брат Flik показывает минуты, а его сестра Flak — часы. Модели этой марки отличает повышенное внимание к качеству и безопасности носки детьми младшего возраста. Ремешки и застежки выполнены из специальных материалов, предохраняющих от повреждения даже в случае падения ребенка. Предусмотрена даже возможность стирки этих часов в машине!
Обучающие часы Baby Watch Paris’ Tiny — для детей от четырех до шести лет. Картонная модель часов в игровой форме обучит ребенка узнавать текущее время. Компания также предлагает часовую коллекцию ZIP для детей шести-семи лет и коллекцию Passion для детей от восьми до одиннадцати.
В коллекции Lorus от Seiko, представлены разнообразные обучающие модели. На циферблате напротив меток часов указано соответствующее число минут по прошествии или до начала следующего часа. Например, напротив метки “7 часов” указано число 25 минут, т. е. без 25 минут. Модели отличает разнообразная тематика (футбол, цветы, пожарное дело). Марка Jacques Farel предлагает веселые и красочные детские модели, стрелки которых снабжены надписями “часы” и “минуты”, а их объемные ремешки приятно пахнут.
Часы для детей младшего и среднего возраста
Наиболее лакомым представляется сегмент потребителей от шести до тринадцати лет, обладающий сегодня как большей покупательной способностью, так и повышенной восприимчивостью к рекламе и мероприятиям по продвижению. В данном сегменте представлен широкий выбор продукции таких марок, как Activa, Baby-G, Chipie, DDP, Choufleur, flik flak, Jacques Farel, Juicy Couture, La Senza Girl, Lego, Lorus, Luscious Luscious Girls, Monji, Nordstrom Kids, Nike, Quiksilver, Timex и сотен марок, лицензированных у правообладателей детских персонажей и супергероев. Конкуренция здесь жестокая.
Что думают дети
С тем чтобы выяснить мнение самих потребителей детской часовой продукции, я посетила начальную школу в Ивердон-ле-Бен, Швейцария (посещаемую детьми восьми-десяти лет), и для наглядности прихватила с собой подборку детских часов.
Первой неожиданностью для меня стало то, что лишь 25% детей носили часы, тогда как у 30% имелись мобильные телефоны. Также выяснилось, что отношение детей к часам восторженное. Примечательно, что модели, которые, как я полагала, должны были вызвать наибольший интерес, игнорировались, а слишком сложные, на мой взгляд, привлекали всеобщее внимание. Удивительно, сколь наблюдательными были дети к таким деталям, как стекло, цифры на циферблате, упаковка. А вот лицензированные персонажи вроде Гарри Поттера и Бэтмена, которые, как я считала, должны были в первую очередь заинтересовать детей, удостоились поверхностного внимания. Возможно, это объясняется тем, что с момента демонстрации последних фильмов с этими персонажами прошло время, и интерес к ним угас.
Chipie, Jacques Farel, DDP, Monji
Предпочтения девочек
Девочек больше всего заинтересовала продукция марок Luscious Luscious Girls и Naughty Naughty Pets, производимая корейской компанией Stylish People. Ее модели отличал яркий и броский дизайн, близкий к взрослому. Модели Naughty Naughty Pets выполнены по мотивам одноименного американского телешоу, не демонстрировавшегося пока в Швейцарии, что, однако, не помешало детям живо заинтересоваться моделями и украшающими их озорными зверушками. Как и предполагалось, никакого интереса у девочек не вызвало розовое, сверкающее и с претензией на бриллианты. Детей особенно впечатлила модель Monji, браслет которой выполнен из английских булавок с нанизанным на них бисером. Они как раз работали над природоохранным проектом и конструктивные элементы “вторичной переработки” модели им приглянулись. Заинтересовал и тот факт, что эту модель носят Мадонна и Бритни Спирс.
Мальчики
Мальчиков больше интересовали модели, близкие их увлечениям, таким как футбол (модель с плавающей футбольной секундной стрелкой от Jacques Farel), дельфины или землекопы. Игрушки, вложенные в футляр или пакет с часами, порой вызывали у них больший интерес, чем сами часы. Мальчиков больше интересовали различные функции часов, и мне пришлось ответить на множество коварных вопросов о моих часах с альтиметром.
Choufleur, Naughty Naughty Pets, Lorus
Производство и сбыт
Основным розничным каналом для детских моделей часов являются универсальные магазины, магазины игрушек, супермаркеты, почтовые каталоги, телемагазины, магазины дьюти-фри и такс-фри, ювелирные и некоторые специализированные часовые магазины. Любое место хорошо, где родители совершают покупки вместе с детьми. Большое предложение детских моделей часов можно встретить в Интернете, однако этот канал скорее востребован родителями, нежели детьми.
Дети — будущие потребители
Учитывая различия в каналах дистрибуции, каким образом сегмент детских моделей часов может послужить на благо часовой отрасли в целом? Может, нужно попросту подождать, пока дети не станут подростками и не обратят внимание на соответствующую товарную категорию?
Маркетологи же настаивают на том, что привязку к товарам и брендам можно начинать еще до того, как дети начнут ходить. В своей статье Tapping the three kids’ markets (American Demographics, апрель 1998 года) Джеймс МакНил, автор и эксперт по маркетингу для детей, поясняет, как обращать детей в будущих потребителей. “Компания фактически может сформировать базу своих будущих потребителей, осуществив инвестиции в привлечение детей, как это делают многие дальновидные компании. Посредством сравнительно незначительных затрат на пиар, продвижение и рекламу компании могут создать капитал своих брендов среди сегодняшней молодежи, которая в будущем будет предрасположена к этим компаниям и ее продукции”. Многие бренды, начиная от газированных напитков и заканчивая авиакомпаниями, давно используют эту маркетинговую стратегию, получившую название “маркетинг от колыбели до могилы”.
Сделать свой магазин желанным местом пребывания детей не будет для ретейлера особо обременительной задачей. Насколько просто поставить в магазине столик с несколькими красочными книгами и рисовальными принадлежностями, установить большую чашу со сладостями или аквариум. Это не только позволит ребенку оставить в покое своего родителя, позволив тому погрузиться в изучение новинок из области часовых усложнений, но и вспомнить об этом магазине через десять-двадцать лет, когда придет время покупать себе часы.
Что до производителя, то наличие у него марки детских часов может обернуться большим преимуществом. Как отмечает Марк Лопер, региональный менеджер по продажам flick flack, “мы абсолютно уверены в нашей способности завоевывать лояльность потребителя, помогая, таким образом, другим часовым маркам Swatch Group. Это одно из сильных преимуществ группы. Входящие в ее состав бренды охватывают все рыночные сегменты, начиная от детских часов и закачивая престижными моделями”.
Кто знает, возможно, даже существует потенциальная ниша детских престижных моделей часов. Бренды из сегмента роскоши вот уже более десяти лет предлагают свою продукцию детям. Вспомните о Baby Dior, Burberrys, D&G Junior и Kenzo, в ассортименте которых представлены коллекции детской одежды. Существуют даже специализированные издания, посвященные детским предметам роскоши, такие как Vogue Bambini в Италии и MilK во Франции и Японии. Так почему бы не предложить детям Baby Rolex или Patek Junior? Здесь определенно есть над чем подумать.
Перспективы
Детям всегда будет нужно справляться о времени, а сегодня эта необходимость актуальна как никогда. Уроки, занятия в секциях, встречи с друзьями и множество иных непредвиденных мероприятий — жизнь современного ребенка расписана по часам. Маленьких детей нужно учить узнавать время, а подросших — возвращаться вовремя домой. Ситуация на рынке часов для детей младшего и среднего возраста будет оставаться непростой, поскольку вкусы детей изменчивы, а конкуренция со стороны мобильных телефонов и электронных устройств будет крепчать, хотя дети по натуре любознательны и непредвзяты к новым маркам, что открывает удачные возможности для сообразительных производителей.
Задачей для отрасли в целом является пробуждение в детях интереса к часам, и не только с прицелом на будущие объемы продаж, но также и собственные кадровые вопросы. Всем известна проблема повсеместной нехватки часовщиков, и одно из ее решений может состоять в приобщении детей к часовому делу в раннем возрасте. У меня нет готового решения, однако детей, которые помогли мне в написании этой статьи, я сводила на экскурсию на фабрику Vacheron Constantin. Этот визит состоялся в рамках непреднамеренно начатого мною часового проекта, который явился следствием возникших у меня вопросов. Совместно с учителями мы также организовали среди детей конкурс на лучший дизайн детской модели часов, любезно профинансированный Йоргом Хайзеком и Валери Урзенбахер из HD3, которые также выступили в роли жюри конкурса. Так что я надеюсь, этот конкурс вдохновил хотя бы одного ребенка на будущую карьеру часовщика и, выходит, этой статьей я принесла маленькую пользу всей часовой отрасли!
Many thanks to Mr. Schumacher and all the 3rd and 4th graders, Vacheron Constantin, Jorg Hysek, ValÉrie Ursenbacher and everyone who shared their first watch experience with Europa Star.
Мои первые часы
Лоренс Косик, CEO и президент ViaLuxe (ранее работал в Yahoo)
“В девять лет мне на Рождество подарили радиоприемник с часами, ручку с часами и механические часы от Timex с эластичным металлическим браслетом, а также книжку про мальчика, который вечно опаздывал и попадал в неприятности, а когда у него появились часы, он стал везде поспевать, и жизнь у него наладилась. У моих родителей определенно не было проблем с выбором подарка на то Рождество. Это были мои первые часы, положившие начало будущему увлечению и моей часовой коллекции”.
Валери Урзенбахер, HD3
“Первые часы у меня появились где-то в восьмилетнем возрасте. Это был подарок, причем очень памятный, поскольку часы были пластиковыми, и мне самой нужно было их собирать. Я хорошо помню, как прилаживала кучу цветочков вокруг циферблата, и, как и любая девочка в этом возрасте, я обожала свои часики”.
Йорг Хайзек, HD3
“Свои первые часы я получил в 12 лет на день рождения от отца. Мы вместе отправились в часовой магазин, где он предложил мне самостоятельно выбрать часы (правда, в определенных ценовых рамках). Я выбрал модель от Omega (не имея никакого представления об этой марке) из-за ее оригинального браслета — металлического с круглыми отверстиями. Очень я их любил (хотя все дело было в их удобном браслете)”.
Жан-Даниэль Паше, президент Федерации швейцарской часовой промышленности
“Мне, наверное, было шесть или семь лет, когда родители подарили на Рождество мои первые часы (в 1962-м или 1963-м году). Это были механические часы в стальном корпусе от Buttes Watch Company (BWC). Мой отец работал в часовой отрасли, и тогда мы жили в Бьенне, хотя первые годы жизни я провел в Бутт (Валь-де-Травер, Невшатель), а отец в то время работал в этой компании. Первые мои часы имели непосредственное отношение к моей семье и городку Бутт. Мы переехали в 1962 году, когда отец ушел из BWC”.
Макс Буссер, MB&F
“Моими первыми часами была простая модель ручного завода от Jean Perret в круглом стальном корпусе с белым циферблатом и арабскими цифрами (где-то до сих пор она у меня хранится). Никаких Микки Маусов или Суперменов. В этом смысле мой отец был весьма рационален. Помню, мне надо было заводить часы, когда отец приходил пожелать мне спокойной ночи. А было это непросто, так как заводная головка была очень маленькой, а пружина — тугой”.
Майкл Тей, исполнительный директор The Hour Glass
“Моими первыми заслуживающими внимания часами была модель Porsche Design Automatic в стальном корпусе с черным PVD-покрытием и браслетом. Часы подарила мне тетя в 1988 году, и подростком я их долго носил. С них началась моя любовь к часам с черным покрытием, и они также вдохновили на дизайн моделей коллекции The Hour Glass Black Edition 2007 года”.
Рон Джексон, президент и СЕО североамериканского подразделения Girard-Perregaux и североамериканского подразделения JeanRichard
“Первыми моими часами была модель Seiko Automatic в стальном корпусе со стальным браслетом, которую я сам купил в шестом классе (12 лет). У часов было чудесное плоское стекло и черный циферблат, и я носил их не снимая. Особенно мне нравился их увесистый стальной корпус, стекло, позволявшее любоваться стрелками и циферблатом.
С помощью стекла также было здорово пускать солнечных зайчиков, особенно на уроках, поэтому в классе я всегда старался сесть у окна”.
Синди Ливингстон, президент и СЕО Sequel
“У меня были часы с Микки Маусом, руки которого выполняли роль стрелок. Часики я носила в комплекте с “мышиной” шапочкой, у которой сверху было два таких мышиных уха. Такой вот законченный образ!”
Жорж-Анри Мейлан, президент и СЕО Audemars Piguet
“Свои первые механические часы я получил в подарок от родителей, когда мне исполнилось шестнадцать. То были часы от Jaeger-LeCoultre, которыми я очень дорожил.
Семья для меня значит очень многое, и я чту традицию передачи наследия. Часы — предмет весьма эмоциональный, срок жизни которого не ограничен, и они — прекрасный подарок тем, кого мы любим. Я подарил часы всем своим детям, а также племянникам и племянницам на дни рождения или по случаю окончания школы. Когда почил мой отец, я унаследовал часы, которые он получил на двадцатилетие. Это модель 1935 года выпуска, которую я отреставрировал и которой очень дорожу”.
Питер Спик-Марин, The Watch Workshop
“Цифровые часы Six-Million-Dollar-Bionic Man, нажми на кнопку— и на дисплее где-то на пять секунд высветится время... Я обожал Стива Остина. До моего увлечения часовым делом в ту пору было еще далеко. Лет в семнадцать, когда я не знал, чему себя посвятить, мне посчастливилось встретить наставника. В ту пору я никакого представления не имел о часовом деле и о том, чем заниматься дальше”.
Томас Морф, CEO Carl F. Bucherer
“Я как сейчас помню свои первые часы. Их подарила мне крестная в 1972 году, когда мне исполнилось восемь. Это была незамысловата механическая модель ручного завода с тремя стрелками, фиолетовым циферблатом и арабскими цифрами. Марка называлась Uranus, продукции которой я с тех пор больше никогда не встречал. Полагаю, что в то время в Швейцарии существовало сотни часовых марок ретейлеров. К сожалению, часы эти у меня не сохранились, и я понятия не имею, куда они могли подеваться. Часы были куплены у ювелира в Эрматинжане (кантон Тюрго), где я появился на свет”.
Лоран Пичотто, владелец Chronopassion, Париж
I“Первые мои часы назывались Minilip, с помощью них я учился понимать показания стрелок. Научившись, я обзавелся хронографом Yema, спортивными часами, которыми очень гордился”.
Уильям Девайн, СЕО Bédat & Co.
“Свои первые часы я получил в подарок от отца после сдачи “матьюритэ” (окончания средней школы в Швейцарии). То были аналоговые часы с индикатором второго часового пояса, Tissot, если не ошибаюсь. Я всегда помню полученные однажды подарки, пусть эти часы и украли у меня, когда я учился за границей.
Я все равно сберег теплые воспоминания о них, а недавно подарил отцу на семидесятилетие великолепные часы от Bédat & Co. Вот как жизнь оборачивается…”
Источник: журнал Europa Star февраль-март 2008