(Почти) полная мануфактура Christophe Claret
Самый значительный успех марки Christophe Claret заключается в том, что за 22 года независимой деятельности ей удалось построить интегрированный производственный комплекс премиум-класса, где выпускаются сложнейшие изделия, причем на 90% силами марки. Из 115-ти сотрудников компании около сорока являются дипломированными часовщиками, изготовляющими крайне ограниченное количество часов — 420-450 в год. Самые простые и дешевые часы, сделанные Christophe Claret, стоят 35 тыс. швейцарских франков, самые дорогие — до 120 тыс. швейцарских франков (и это фабричная цена, потому умножайте на четыре, пять, шесть, а то и семь в зависимости от марки, для которой они выпускаются!). Помимо неоспоримого конструкторского таланта, Кристоф Кларе известен созданием и производством как собственных механизмов, так и корпусов.
В 2000 году мануфактура Christophe Claret, основанная в 1989-м, расположилась в Soleil d’Or, прекрасном здании, построенном в начале ХХ века часовщиком Урбаном Юргенсеном на склонах Ле-Локля чуть ниже музея часов Château des Monts. После 2000 года к дому пристроили два ультрасовременных крыла. Разместившаяся в этом компактном пространстве мануфактура не только одна из самых полных и эффективных, но и самых современных и инновационных. Используя ее возможности, Кларе удалось всего лишь за 12 лет создать 63 оригинальных мануфактурных калибра, из которых самый простой оснащен турбийоном. В день нашего визита мануфактура одновременно работала над 46-ю разными калибрами. Несомненный рекорд!
Все это, разумеется, требует самой тщательной координации задействованного рабочего потока, особенно принимая во внимание тот факт, что вся продукция выпускается только “небольшими партиями” — 12 тыс. наименований, что влечет за собой разработку 12 тыс. операционных линий и более 2 млн изделий в производстве и в “хранилище”. Именно здесь, в электронной картотеке, хранятся данные о всей готовой продукции, а также комплектах для последующей сборки, 80% из которых будут переданы на мануфактуру, а 20% отправлены в “разобранном” виде заказавшим их маркам.
Кристоф Кларе
Симбиоз механизма и корпуса
Одной из отличительных черт Christophe Claret является, если можно так выразиться, тесная симбиотическая взаимосвязь между корпусом и механизмом в процессе их разработки, создания и изготовления. Исследовательский отдел, 10 сотрудников которого занимаются непосредственно разработкой калибров, находится прямо за отделом корпусов. Кристиан Картье, управляющий вопросами разработки и технического мониторинга корпусов, утверждает, что корпуса, “в которые планируется поместить особый, очень сложный механизм, по сложности не должны уступать заключенному в них механизму, который они призваны защищать и выставлять в самом выгодном свете. Подобно созданию калибров, изготовление корпусов также является упражнением в инновации — чего стоят сочлененные ушки, боковые отверстия, шарнирные раскладывающиеся застежки…”
“Стиль” Christophe Claret не спутать ни с чем. Построив собственные производственные мощности для выпуска механизмов, Кларе наделил свой вид часового искусства способностью летать. Теперь появилась возможность разработки таких специфических техник, как, например, использование валиков в модели Shabaka, созданной для марки Jean Dunand (основанной вместе с Тьерри Улеве). Эта модель, как никакая другая, демонстрирует интеграцию или взаимное влияние механизма и корпуса.
SHABAKA от Jean Dunand, TOURBILLON ORBITAL от Jean Dunand
Из любви к станкам
Стремительное развитие марки, кроме прочего, стало возможным благодаря увлечению Кристофа Кларе производством собственных станков, почти такому же сильному, как и его любовь к механизмам. Отличным примером станет “монстр”, построенный не так давно для отдела мануфактуры, занимающегося выпуском корпусов. Это 17-осный станок с ЧПУ, способный работать в паре с осями 2х5 и позволяющий не только вдвое сократить продолжительность производственного процесса, но и обеспечить его высочайшую точность, сведя до минимума потребность в регулировке.
Другой пример найдем неподалеку, в отделе, изготовляющем базовые механизмы — дополнительный повод для радости и гордости владельца, лазер Flashcut, разработанный мануфактурой в сотрудничестве с компанией BC-Technology. 70% деталей вырезается при помощи этого станка. За четыре часа он выполняет работу пяти электроэрозионных станков, для которой им потребовалось бы по меньшей мере 24 часа. На фоне такой экономии времени и энергии все другие станки кажутся попросту древней рухлядью. В той же мастерской установлено и оборудование Witech, до недавнего времени использовавшееся исключительно в автомобилестроении. Его Кристоф Кларе умудрился приспособить к изготовлению часов. Это оборудование представляет собой систему, заменяющую 96 инструментов под ее контролем и автоматически контролирующую изготовление деталей, производя автоматическую коррекцию. И не забывайте о других совершенно секретных станках, надежно спрятанных за дверями с цифровой системой опознавания, например, загадочный станок, производящий автоматическую полировку изгибов сапфирового стекла. (Помните, что именно Кристоф Кларе одним из первых начал использовать сапфировое стекло в производстве часов?)
“Я всегда стремлюсь сохранять прогрессивный взгляд на способы производства, — говорит Кларе, — и применять инновационный подход не только к изготовлению часов, но и оборудованию, используемому в их производстве”. Однако причины такого стремления кроются несколько в другом. Обеспечение полного процесса производства, помимо такой желанной независимости, повышает способность компании к оперативному реагированию за счет сокращения сроков выполнения заказа, позволяет проводить исследования и внедрять инновационные решения в режиме “реального времени”, и потому, исходя из вышеперечисленного, играет решающую роль с экономической точки зрения.
Мы не будем углубляться в подробности по поводу всех мастерских мануфактуры, которая славится своими механизмами с турбийоном. Однако рядом со сборкой механизмов, которая, разумеется, осуществляется силами марки, достойное место занимают такие процессы, как отделка, полировка и декорирование: всевозможные мастерские занимаются термической обработкой, закалкой, следующей за ней полировкой, электролитическим покрытием. А минимум 15 мастеров из мастерской, куда детали попадают для снятия фасок, занимаются кропотливой ручной отделкой деталей механизма. Не стоит забывать и о декорационной мастерской, где выполняются такие виды узоров, как Côtes de Genève, жемчужное зернение и другие.
HARRY WINSTON, DUAL TIME от Christophe Claret
Уникальный стиль
Несмотря на огромное разнообразие моделей, выпускаемых мануфактурой, можно смело утверждать, что Кристоф Кларе так же трепетно относится к своей продукции, как и к станкам, процессам, часовому мастерству и инновациям, задействованным в их производстве. Карданные валы, валики, движущиеся элементы, системы боя, механический балет — все они играют свою роль. Механика не прячется, наоборот, она выставляется на всеобщее обозрение; ею можно любоваться сквозь корпус из сапфирового стекла; она порождает увлекательную игру объемов и глубины.
И в этом отношении модель Dual Tow, представленная Кристофом Кларе в 2009 году в честь 20-летия его марки, со всеми своими 568-ю компонентами является квинтэссенцией духа часового искусства с точки зрения Кларе.
Этот однокнопочный хронограф с планетарной системой управления и боем, оснащенный турбийоном и ленточными указателями часов и минут — что само по себе неслыханно! — является настоящей часовой машиной. Уникальная и совершенно оригинальная особенность Dual Tow — планетарная система управления функциями хронографа с тремя “спутниками” или “планетами”, соединенными с колонным колесом, которое и приводит их в действие при помощи шести рычагов и молоточков в виде “ножек”, придающих часам утонченное очарование. Все, чем является Christophe Claret, воплощено в этих часах, сочетающих в себе механическое волшебство, прозрачность и глубину калибра с оригинальным способом отображения времени.
Источник: журнал Europa Star февраль-март 2011