Будем откровенны — кто, кроме верхушки Федерации швейцарской часовой промышленности, искренне поддерживает идею ужесточения требований к маркам, претендующим на звание Swiss Made? Да никто! Вопреки официальной позиции, заявленной в попытке самоутверждения, большое число производителей рассматривают сложившуюся вокруг Swiss Made двусмысленную ситуацию скорее как преимущество.
Стороны, настаивающие на введении более строгих условий для получения знака Swiss Made, не видят за деревьями леса. Более того, такие нововведения теряют смысл на фоне постоянно возникающих новых инициатив марок. На ум приходят сразу несколько примеров. Циферблаты часов небольшой марки Hautlence теперь вместо знака Swiss Made будет украшать надпись Horlogerie Suisse, и отнюдь не по причине несоответствия стандартам Swiss Made. Как раз наоборот, часы Hautlence, как никто другой, имеют право называться “швейцарскими”, поскольку 90% их составляющих производятся в Швейцарии. К слову, единственным компонентом последней усложненной модели марки “нешвейцарского” происхождения оказалось уникальное сапфировое стекло, и все потому, что ни один из швейцарских производителей не рискнул взяться за изготовление стекла такого уровня сложности. Только в Китае Hautlence удалось найти подрядчика, которому оказалось по силам непростое задание.
Марка Bédat & Co. вообще зарегистрировала собственный сертификат, AOSC® (Appellation d’Origine Suisse Certifiee, т. е. Сертифицированный знак швейцарского происхождения). Он гарантирует, что сборка часов производилась на территории Швейцарии из изготовленных там же корпуса, механизма, циферблата и стрелок.
Еще один пример — Patek Philippe. Своим решением учредить собственный знак качества — Клеймо Patek Philippe — почтенная марка открыла новую страницу в истории всей часовой отрасли. Ведь качество часов обусловлено не наличием знака Swiss Made, марка должна сама прилагать усилия, чтобы соответствовать своей репутации. Поэтому отрасль постепенно отказывается от термина Swiss Made, обесценившегося вследствие многолетнего вольного применения. (Решение увеличить долю произведенных в Швейцарии компонентов с 60% до 80% уже вряд ли спасет ситуацию.)
Однако истинные причины разгоревшейся полемики по поводу Swiss Made заключаются в другом — сейчас в часовом мире ведется борьба за механические калибры, приводящая к неожиданным маневрам. Взять, к примеру, недавно вышедшую в популярном швейцарском издании Le Temps статью, осуждающую действия компании Sellita, которая, о ужас, продает Гонконгу “десятки, а то и сотни тысяч” (весьма расплывчатые цифры, вы не находите?) механических калибров Swiss Made. На самом деле тем же занимаются и остальные производители, в том числе и Swatch Group.
По мнению экспертов, нападки на Sellita — не что иное, как завуалированная атака Swatch Group на конкурента, чья динамика роста вызывает опасения. (В 2011 году Sellita произвела 800 тыс. мануфактурных механизмов.) Начиная с 2012 года, объемы поставок механизмов и базовых калибров Swatch Group другим компаниям начнут сокращаться. Группа даже получила временное разрешение на такие действия от швейцарского антимонопольного комитета COMCO в ожидании окончательных выводов относительно того, считать ли такой ход “злоупотреблением господствующим положением” в отрасли или нет. А поскольку на принятие решения уйдут годы, растущие мощности Sellita не могут не беспокоить крупнейших игроков отрасли.
Решение об ограничении поставок механизмов другим компаниям, принятое Николасом Хайеком в 2009 году, должно было принести пользу отрасли, поскольку не оставляло так называемым “мануфактурам” другого выбора, как развивать собственные производственные мощности. Поэтому так важно не мешать компаниям, готовым следовать “заветам Хайека”. Иначе пострадает вся отрасль.
Источник: журнал Europa Star декабрь-январь 2011-2012