editorials


Эре bling-bling грядет конец?

English Español
Апрель 2008


Эре bling-bling грядет конец?

Роскошь и упадок. Вопрос реальной или мнимой взаимосвязи этих понятий древний как в философском, так и в историческом плане. Жан-Жак Руссо, житель Женевы и, по прихоти судьбы, сын часовщика, полагал, что роскошь послужила причиной упадка древних Греции и Рима. “В чем, собственно, предмет вопроса в отношении роскоши? — вопрошает Руссо и сам же отвечает: — В том, что же приоритетнее для империи: быть сияющей и преходящей или добродетельной и долговечной”.
Вольтер, оппонент Руссо, учредивший часовую мануфактуру в Ферней неподалеку от Женевы, провозглашал обратное: “Я обожаю роскошь и даже праздность, всякого рода наслаждения, искусства… Избыточность — очень необходимая вещь”.
Противоречивость в отношении роскоши — некоторые видят в роскоши предтечу декаданса, тогда как другие считают ее источником процветания нации — странным образом обретает актуальность в наши дни. Однако на фоне торжества “массовой роскоши” и “демократизации” глобальных брендов товаров категории люкс вина вменяется не собственно самой роскоши, а ее обилию. Одно слово точно отражает пагубность чрезмерности и избытка роскоши — bling.
Это слово у всех на устах, в особенности у французов, вдруг обнаруживших, что их страной ныне рулит “президент bling-bling”. Зародившийся в среде рэперов, самодовольно напяливавших себе на запястья и шеи наиболее объемистые и громко брякающие (отсюда и bling-bling) побрякушки, этот термин стал символом их недавно обретенного благополучия. Однако во Франции понятие bling характеризует тонкий вкус к предметам роскоши, демонстрируемый Николя Саркози, выскочкой от власти. В пору, когда национальная экономика слаба, а число “трудоустроенных бедняков” продолжает расти, французам непросто мириться с шикарными вояжами и дорогостоящими часами их “президента bling-bling”. Вling-bling превратилось в вопль недовольства оппонентов Саркози и звук головокружительного падения его популярности. Может, понятие bling теперь означает непозволительную надменность?
Впрочем, многие признаки свидетельствуют, что маятник начал движение в обратную сторону. Проявления показного великолепия и неумеренности, похоже, постепенно спадают в сторону возврата к ценностям классицизма, сдержанности, строгости и (видимой) скромности. Часовые модели класса Hummer неумолимо проигрывают в состязании с Nano-часами, если обратиться к аналогиям из автомобильного мира, для которого характерна аналогичная метаморфоза. Хотя тенденция в пользу менее мощных и более экономичных автомобилей продиктована главным образом соображениями охраны окружающей среды, эти же экологические заботы и борьба с излишествами становятся доминирующими идеологиями во всех сферах человеческой деятельности.
Однако, несмотря на все вышесказанное, концепцию bling ожидает еще не один погожий денек. Подобно рэперам, сумевшим пробиться в свет из своих бедняцких гетто, “нарождающиеся экономики” Китая, России и Индии ныне выбираются из нищеты и также желают похвастать своим обретенным благополучием. Для нуворишей из этих стран забота об окружающей среде, философия сдержанности и перспективы долговечности нашей цивилизации пока что являются “роскошью”, которую они не могут себе позволить. Похоже, такая роскошь — это всегда bling кого-то другого.


Источник: журнал Europa Star апрель-май 2008