о своей сути часовое дело является экологичным. Как и сектор роскоши в целом, оно определяется дефицитом, а значит, экономным использованием материалов и долговечностью, в отличие от «одноразового» потребления. Это, несомненно, является преимуществом. Однако существует структурный недостаток, связанный с происхождением используемых ресурсов и тем, как распределяется прибыль от продаж.
Как отмечает Селин Дассонвиль, основатель и генеральный директор Ethiwork, парижской консалтинговой компании, содействующей позитивным экологическим и социальным изменениям: «Свидетельство о рождении многих часов и предметов роскоши на самом деле происходит на шахте. Воздействие на землю, биоразнообразие и местное население нельзя недооценивать. Аналогично, необходимо учитывать выбросы CO2 (или эквивалент) всей производственной цепочки.»
- Селин Дассонвиль, генеральный директор Ethiwork
Недавнее исследование WWF «Влияние золота» указывает на огромное влияние часового и ювелирного дела на потребление и производство золота. Действительно, из мирового спроса на драгоценный металл, составляющего 4 500 тонн (данные 2019 года), на эти два связанных сектора приходится от 46% до 53% общего мирового спроса на золото (от 2 100 до 2 400 тонн из 4 500 тонн в 2019 году). Добавьте к этому 100 000 тонн хвостов, образующихся при добыче одной тонны драгоценного металла, а также 12 500 тонн выбросов CO2, необходимых для производства той же тонны, и ответственность сектора станет очевидной.
Из мирового годового спроса на золото, составляющего около 4 500 тонн, на долю часовой и ювелирной промышленности приходится около половины - от 2 100 до 2 400 тонн.
Нехватка прозрачности
И это не считая загрязнения ртутью почвы и воды, негативного воздействия на флору и фауну, уничтожения лесов и их хрупких экосистем. Производство золота создает 42% мирового загрязнения ртутью, по сравнению с 21% при сжигании угля и 10% при производстве цемента!
Воздействие на человека также далеко не незначительно. В производственном секторе занято от 10 до 15 миллионов работников, а в целом от этой деятельности зависит более 100 миллионов человек (включая крупные, мелкие и кустарные предприятия).
Кто-то может возразить, что из 15,7 млн часов, экспортируемых из Швейцарии, только 2,6% изготовлены из драгоценных металлов. Но это составляет 35,4% от стоимости экспорта в 21,2 млрд франков (данные FH от 2021). Это показывает важность драгоценных металлов для доходов швейцарской часовой промышленности. Это также подтверждает ответственность данного сектора.
Наконец, исследование WWF указывает на еще один тревожный факт: вопиющее отсутствие прозрачности в цепочке поставок. Опять же, это то, над чем предстоит работать всему сектору.
Непревзойденная сила для действий
Но не все так негативно. Часовая промышленность также обладает некоторыми значительными активами, которые могут позволить ей решить проблему комплексно. Она производит долговечные предметы, которые могут передаваться из поколения в поколение. Здесь нет запрограммированного устаревания. С декабря 2020 года ноу-хау часового дела и искусство механики включены ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Часовое дело способно пробудить мир страсти и мечты. Это дает ему огромную силу и влияние, которые он мог бы использовать для продвижения более справедливого и ответственного видения потребления. Сектор находится в том положении, когда он может подать пример и вдохновить на действия. А его комфортная маржа дает ему средства для реализации своих амбиций.
Сектор находится в том положении, когда он может подавать пример и вдохновлять на действия. А его комфортная маржа дает ему средства для реализации своих амбиций.
Ограниченное влияние сертификации
Сертификаты, призванные гарантировать ответственное производство золота, являются сильным сигналом, и их использование множится: Fairmined с 2009 года, Fairtrade с 1997 года, Swiss Better Gold Association с 2013 года, Responsible Gold Mining Principles, запущенные в 2019 году Всемирным золотым советом, и Советом по ювелирному делу цепочки поставок 2017 года и кодексы практики 2019 года.
Однако объемы, охватываемые этими сертификатами, остаются очень небольшими: 8 тонн для SBGA с момента ее создания и 432 килограмма для Fairmined в 2019 году! К счастью, использование переработанных материалов набирает обороты, составляя 33% поставок золота за последние 10 лет (данные World Gold Council 2021) или 27% золота, доступного в 2019 году. И переработка - один из лучших способов уменьшить воздействие отрасли.
Объемы, охватываемые сертификатами, остаются очень небольшими: 8 тонн для SBGA с момента ее создания и 432 килограмма для Fairmined в 2019 году! К счастью, использование переработанных материалов набирает обороты.
Много жизней часов
Еще одной активно развивающейся областью является предложение подержанных товаров, которое помогает включить понятие циркулярности в цепочку создания стоимости в отрасли. Все крупные игроки в этом секторе приняли вызов, и платформы подержанных часов процветают.
Исследование 2021 Deloitte о швейцарском часовом производстве подтверждает эту тенденцию: «Подержанные часы становятся более профессиональными. Бренды рассматривают их как рынок для привлечения новой аудитории». 65% опрошенных руководителей реализуют специальные стратегии для этого рынка. Доля потребителей, которые вероятно купят этот вид товара, увеличилась на 11% по сравнению с 2020 годом."
Давление на спрос в будущем
Промышленность не ошибается: мир и его потребители меняются. Это создает ограничения, но также и возможности. Потребители все больше осведомлены о проблемах: 60% учитывают экологическую ответственность при принятии решений о покупке, при этом наиболее важными аспектами считаются этичность поиска поставщиков и воздействие материалов на окружающую среду (Deloitte 2021).
Это растущее понимание предлагает новый рычаг для создания стоимости брендов, а также способствует росту вовлеченности потребителей и сотрудников. Участники отрасли поняли это, о чем свидетельствует статистика исследования Deloitte 2021: 72% брендов инвестируют в устойчивое развитие, чтобы уменьшить углеродный след и удовлетворить потребительский спрос. Для Селин Дассонвиль логика еще шире: «Объект, измеряющий время, обязан быть частью формы экологичности и учитывать чрезвычайную ситуацию с климатом».
360° инновация
Все эти изменения также стимулируют инновации для поиска подходящих решений. Конкретным примером является внедрение новых материалов для ремешков часов и упаковки. От переработанного картона до грибной «кожи» - инициативы проявляются со всех сторон. В корпусах и механизмах часов используется переработанное золото, сталь и платина. Множатся масштабы сотрудничества с ассоциациями и НПО, работающими над сохранением биоразнообразия.
Селин Дассонвиль рассматривает это как отправную точку, но считает, что преобразования должны идти еще дальше: «В часовом деле необходимо внедрить целую модель циркулярного бизнеса. Не только с помощью переработанных материалов, но и с точки зрения продления срока службы изделий, через секонд-хенд, конечно, через ремонт и, возможно, через новые способы потребления, такие как аренда».
От переработанного картона до грибной «кожи» - инициативы изобилуют со всех сторон. Переработанное золото, сталь и платина используются в корпусах и механизмах часов.
Инициатива гигантов отрасли
Создание в октябре 2021 года Watch & Jewellery Initiative 2030, запущенной Cartier и Kering в партнерстве с Советом по ювелирному делу, показывает, насколько серьезно воспринимаются эти проблемы.
Ирис Ван дер Векен, исполнительный директор Совета по ювелирному делу, делится своим видением совместной инициативы: «Повестка дня на 2030 год является неотложной, и мы верим, что коллективно мы сможем создать более прочные партнерства для достижения 17 Целей устойчивого развития ООН. Наша задача - объединить все часовое и ювелирное сообщество вокруг амбициозных целей и заставить бренды сотрудничать в стратегических проектах, обеспечивающих воздействие по всей цепочке создания стоимости. Согласование общей повестки дня позволит усилить влияние и трансформировать индустрию, сделав ее более экологичной. Статус-кво больше не является вариантом».
- Ирис Ван дер Векен, исполнительный директор Совета по ювелирному делу
Поставленные цели амбициозны как в отношении устойчивости климата, так и в отношении охраны природы и вовлечения сообществ в цепочки создания стоимости. Постепенно часовые компании осознают, что все эти инвестиции в экологически сознательное производство часов придают еще большее значение самим часам, выходя далеко за рамки их первоначальной - теперь уже устаревшей - функции измерения времени или роли социального маркера. В долгосрочной перспективе эти действия повысят ценность бренда, создадут глубокие доверительные связи с потребителями, снизят производственные затраты (которые неизбежно будут подвергаться все более строгим нормам) и обеспечат устойчивость самих компаний.
Сегодня создание продуктов, воплощающих традиционные ценности ремесленного мастерства и исторического наследия, может быть уже недостаточно. Отныне для того, чтобы предмет был по-настоящему красивым и значимым, ему потребуется дополнительное, существенное измерение: защита окружающей среды и обеспечение справедливых экономических отношений. Чтобы избежать обвинений в «зеленом промывании», любые меры, принимаемые в этом отношении, должны сопровождаться напряженными усилиями по обеспечению прозрачности. Революция началась!