рудно не перенестись в детство при виде «живых циферблатов», разработанных CSEM, крупным исследовательским центром микротехнологий, расположенным в Невшателе (где был разработан кремниевый спуск). В одном случае звездная пыль собирается с течением времени, создавая на циферблате пейзажи в виде поэтических мотивов, представляющих фазы луны. В другом случае деконструированные мотивы собираются вместе, чтобы сформировать индексы часов, когда часовая стрелка проходит мимо.
Фредерик Луазо, ответственный за передачу технологий в CSEM, рассказывает об этой инновации с энтузиазмом: «Мы работаем над гибкими компонентами уже несколько десятилетий в рамках нашего сотрудничества с космической промышленностью. Объединив наши ноу-хау в аэрокосмической, кремниевой и часовой промышленности, нам удалось создать механическое усложнение, которое просто»сидит«на циферблате и позволяет запускать анимацию благодаря системе кулачков, стержней и контактных точек».
Тонкий, как лист бумаги, этот монолитный кремниевый модуль состоит не менее чем из 384 деформируемых элементов - то есть 32 детали на анимацию, на циферблате с 12 индексами. «Ценность этой инновации заключается в контрасте между ее кажущейся простотой - все видно на одном слое - и поразительным наблюдением, что здесь нет шестеренок», - подчеркивает менеджер. «Сам механизм является магическим для энтузиаста: вы не знаете, как он работает». Эти новые усложнения совместимы с любым механическим механизмом, если только они могут соединяться с нужным компонентом.
Концепция монолитной детали с гибкими элементами уже несколько десятилетий используется в космической промышленности, поскольку позволяет избежать трения или усталости.
- “Moon Dust”: Циферблат из тысячи звезд. Некоторые из них объединяются вместе, образуя нынешнюю фазу Луны.
Формация и деформация
Сами того не подозревая, мы каждый день используем похожую, хотя и более примитивную, гибкую технику, когда откупориваем шампунь или коробку Tic Tac: в обоих случаях один кусок пластика открывается путем деформации. Механизмы, разработанные в CSEM, работают на основе формирования - а затем деформации - гибких компонентов для создания желаемых деталей. Использование кремния необходимо для работы с требуемой точностью в микронном диапазоне.
Несмотря на использование инновационного материала и принципов, применяемых в аэрокосмической промышленности, этот «циферблат-автомат» также имеет прямую часовую связь с XVIII веком и автоматами Жаке-Дроза, поскольку в его основе лежит аналогичная система кулачков, передающих информацию об анимации.
Не подозревая об этом, мы используем похожую, хотя и более рудиментарную, гибкую технику каждый день, когда откупориваем шампунь или коробку Tic Tac.
Поэтическая душа
Франсис Кардо, исследователь из CSEM, придумал и разработал эту концепцию с нуля, с идеей привнести другую, более поэтическую душу в дисплеи часов. На созданные таким образом мотивы можно нанести завершающие штрихи, например, в виде миниатюрных картин. «С этим новым типом усложнения творческие возможности часовщиков практически безграничны», - утверждает Фредерик Луазо.
После первых консультаций по этой инновации в часовой индустрии CSEM рассматривает возможность создания отдельной структуры для продолжения ее разработки и вывода на рынок. Фредерик Луазо уверяет, что промышленное внедрение этой технологии позволит повысить творческий потенциал любой марки.
«С этим новым типом усложнения творческие возможности часовщиков практически безграничны».