а протяжении почти двух тысячелетий двусторонний культурный обмен между Азией и Европой оказывал глубокое влияние на все виды искусства Востока и Запада - от изобразительного до исполнительского - а также на технику производства текстиля, стекла и керамики. Это обмен, который Jaeger-LeCoultre поддерживал на протяжении всей истории мануфактуры. По случаю 90-летия модели Reverso компания Jaeger-LeCoultre отмечает этот постоянный культурный обмен изысканной новой моделью часов Reverso Tribute Enamel.
Объединяя европейское мастерство с японским искусством, обратная сторона футляра прославляет восточное искусство с помощью миниатюры на эмали, которая точно воспроизводит ксилографию водопада Кирифури, выполненную Кацусика Хокусаем в начале 1830-х годов. «Водопад Кирифури на горе Куроками в Симоцукэ» входит в серию «Путешествия по водопадам различных провинций», состоящую из восьми ксилографий с изображением водопадов крупнейшего японского острова Хонсю, которые художник посетил между 1831 и 1833 годами.
Новые часы воплощают собой творческий потенциал Мануфактуры, видение искусства и культуры Jaeger-LeCoultre: в каждой детали нашли отражение талант и мастерство специалистов редких профессий Ателье Métiers Rares®.
Оформление обратной стороны корпуса часов поставило перед мастерами Jaeger-LeCoultre ряд непростых задач. Прежде всего, необходимо было воспроизвести все композиционные элементы с сохранением оригинальных пропорций. Несмотря на то, что размеры картины Хокусая – 37 х 24,5 см – в десять раз превышали площадь декорируемой поверхности, специалистам удалось в точности передать каждую деталь, включая силуэты путников у основания водопада.
В гравюре Хокусай стремился передать могущество и красоту воды, каскадом спускающейся по склону на 100 мтеров. Для этого художник применил искажение перспективы и более яркие, чем в предыдущих работах, цвета. Мастерам предстояло не только воспроизвести этот прием, но и создать иллюзию ксилографии – техники, совершенно отличной от эмали. Особая сложность состояла в том, что в многоцветной гравюре Хокусая использована техника «бокаши» – тонкая градация цвета, для которой на несколько деревянных досок поочередно наносится каждый цвет. Эмальеру Jaeger-LeCoultre для достижения этого эффекта удалось разработать собственную технику.
Циферблат Reverso Tribute с накладными метками с гранями и стрелками формы «Дофин» отличается лаконичным дизайном, который только подчеркивает изысканность оформления. Отделка дополняет миниатюру на обратной стороне корпуса: волнообразное гильоше перекликается с эффектом движущейся воды. Узор был нанесен вручную с помощью старинного токарного станка и специально изготовленного кулачка. Эффект волн дополняют слои прозрачной горячей эмали светло-зеленого оттенка – в тон деталям картины на обратной стороне.
Для создания всех необходимых слоев эмали мастера использовали многократный обжиг. Непростой задачей стало нанесение часовых меток, для которых потребовалось вырезать миниатюрные отверстия в нетронутой поверхности эмали, а также минутной шкалы типа «железная дорога».
Как известно, процесс обжига может повлиять на цвет эмали самым непредсказуемым образом: мастерам потребовались долгие часы исследований и экспериментов, чтобы подобрать для циферблата Reverso Tribute Enamel Hokusai цвета, идеально совпадающие с оттенками росписи часов и гравюры Хокусая. Более того, почти пять рабочих часов посвящается одному лишь гильошированию, а восемь – нанесению слоев эмали. Для создания шедевра в миниатюре, украшающего обратную сторону часов, требуется более 70 рабочих часов.
ПОДРОБНЕЕ О КАЦУСИКА ХОКУСАЕ
Кацусика Хокусай (ок. 1760-1849 гг.) – японский художник, широко известный на Западе. Он был выдающимся иллюстратором, гравером и художником направления укиё-э. Слава пришла к Хокусаю уже после восьмидесяти лет: ее принесла серия пейзажных гравюр «Тридцать шесть видов горы Фудзи», в которую входит «Большая волна в Канагаве» – одно из самых известных в мире произведений искусства. Часовой Дом Jaeger-LeCoultre посвятил этому шедевру ограниченную серию часов Reverso 2018 года. Картина была воспроизведена в эмалевой миниатюре, украшающей обратную сторону часов.
В картинах укиё-э художники запечатлевали сцены гедонистического образа жизни торговцев Японии эпохи Эдо (1600-1868 гг.). Сюжеты также воспроизводили в гравюрах на дереве, которые благодаря сравнительной доступности были особенно популярны с ХVII по ХIХ века. Обращаясь к новым цветовым и композиционным решениям, Хокусай сыграл важную роль в становлении укиё-э как широкого жанра, охватывающего не только портретную живопись, но и пейзажи, растения и животных. Благодаря его творчеству ксилография и направление укиё-э занимают центральное место в представлении западного мира о японском искусстве.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Корпус: белое золото
- Размеры: 45,5 x 27,4 x 9,73 мм
- Механизм: Калибр Jaeger-LeCoultre 822 с ручным подзаводом
- Запас хода: 42 часов
- Циферблат: гильоше и горячая эмаль
- Задняя крышка: миниатюрная роспись горячей эмалью
- Водонепроницаемость: 3 бар
- Ремешок: кожа аллигатора черного цвета
- Артикул: Q39334T2 - Лимитированная серия из 10 экземпляров