есмотря на пандемию, у Christie’s особенно амбициозный календарь на 2021 год: с марта по июнь запланировано не менее 10 часовых распродаж в Дубае, Нью-Йорке, Гонконге и Женеве. Их особенность заключается в том, что большинство из них - это онлайновые мероприятия, проходящие в течение двух недель, наряду с местной выставкой часов, уходящих с молотка. По словам представителей аукционного дома, этот сезон обещает быть «исключительным».
Первый этап этой амбициозной программы прошел на Ближнем Востоке, где состоялась 100% цифровая продажа «Watches Online: The Dubai Edit», проходившей с 24 марта по 8 апреля (подробнее о ней читайте в нашем интервью с Реми Джулиа, специалистом по часам и главой отдела Ближнего Востока - Индии - Африки компании Christie’s). Эта круглосуточная распродажа часов, крупнейшая в своем роде из когда-либо организованных онлайн, собрала около 200 лотов. Она оправдала свои ожидания: общий результат составил более 14 миллионов долларов, а в торгах участвовали представители 37 стран.
С марта по июнь 2021 года запланировано не менее 10 часовых распродаж в Дубае, Нью-Йорке, Гонконге и Женеве. Особенностью является то, что большинство мероприятий проводится в режиме онлайн.
Главный лот аукциона, часы Sky Moon Tourbillon Ref. 5002 от Patek Philippe, ушел за 1,59 млн долларов, установив одновременно два новых рекорда: самые дорогие часы, проданные на аукционе на Ближнем Востоке, и новый аукционный рекорд для любых часов, проданных онлайн в Christie’s.
- This Patek Philippe Sky Moon Tourbillon Ref. 5002, which fetched more than $1.5 million in April, set the new auction record for a watch sold online at Christie’s.
Эти результаты подтвердили правильность цифровой стратегии аукционного дома, в то время как переход на цифровые технологии ускорился из-за пандемии. Фактически, Christie’s решил работать над отказом от бумажных каталогов в пользу исключительно цифровой коммуникации. Онлайн-продажи, организованные в Гонконге и Нью-Йорке в апреле и мае, стали следующими вехами в цифровом и часовом наступлении аукционного дома.
Однако аукционный дом не отказывается от проведения физических мероприятий. 22 мая в Гонконге в Центре конференций и выставок состоится «историческая» для Азии живая сессия, на которой будут выставлены 18 особо востребованных лотов, а вечер обещает быть оживленным и посвященным теме «Легенды времени».
Организатором этого перехода - жизненно важного шага для Christie’s - является Алин Силла-Вальбаум, глобальный управляющий директор подразделения роскоши компании (ювелирные изделия, часы и вина), которая сейчас пожинает плоды долгосрочного стратегического анализа. Интервью.
- Aline Sylla-Walbaum, Global Managing Director of Christie’s Luxury Division
Europa Star: Вы только что завершили онлайн-аукцион часов в Дубае, объем продаж на котором превысил 14 миллионов долларов. Как, по вашему мнению, будет развиваться роль физических и онлайн-продаж в будущем?
Алин Силла-Вальбаум: Возможно, это вас удивит, но именно в 2011 году, десять лет назад, мы провели наш первый онлайн-аукцион. Он был приурочен к большой ретроспективе ювелирных украшений Elizabeth Taylor в Нью-Йорке. Наряду с этой ценной коллекцией ювелирных изделий мы также выставили на аукцион более повседневные предметы, принадлежавшие актрисе, например, ее маленькие часы-радио Seiko. Для этих предметов мы решили поэкспериментировать с онлайн-продажами. Мы рассчитывали выручить около миллиона долларов. В итоге эта первая онлайн-продажа составила около 11 миллионов!
Часовые аукционы оставались в основном физическими, пока не разразилась пандемия.
Десять лет назад мы были первыми, кто удивился такому результату в Интернете. Постепенно семя начало прорастать. Но изменение менталитета требует времени! Зачем менять систему, которая работает? Прежде всего, мы должны были убедить наших сотрудников в актуальности онлайн-продаж. Мы должны были убедить свои команды в том, что это не приведет к каннибализму физических продаж, но что эти два канала могут дополнять друг друга. Благодаря этой терпеливой внутренней работе и регулярной разработке новых цифровых инструментов мы были готовы быстро отреагировать, когда разразилась пандемия.
“Изменение менталитета требует времени! Зачем менять систему, которая работает? Сначала мы должны были убедить в этом свои собственные команды.”
Не могли бы вы рассказать нам о своей реакции на этот кризис?
С прекращением физических продаж этот «переход» на цифровые технологии - как наших сотрудников, так и наших клиентов - ускорился из-за отсутствия краткосрочных альтернатив. Было несколько действительно поразительных явлений, особенно со стороны клиентов, которые были очень привязаны к физическим продажам и возможности увидеть объект до его покупки. Многие поняли, как и мы сами в течение предыдущего десятилетия, что цифровые продажи не являются вторым по качеству вариантом, а имеют свою собственную ценность.
Можете ли вы назвать цифру миграции вашего бизнеса в Интернет?
Если посмотреть на статистику наших онлайн-продаж часов с начала года, то около 40% клиентов - это люди, которых мы уже знали и которые уже перешли на онлайн-покупки; 40% - новые клиенты и - вот здесь становится действительно интересно - 20% - существующие клиенты, за которыми мы уже следили, но которые еще не совершали онлайн-покупок. Большинство четко понимало, что позиция сопротивления инновациям «как у Кодака» на самом деле не имеет смысла. Потому что для них, как и для нас, действительно важны сами предметы и страсть, которая их окружает, гораздо больше, чем канал продаж.
”Многие клиенты поняли, что цифровые продажи не являются второсортным вариантом - они имеют свою собственную ценность".
- This Cartier Mystery Clock from 1919 was offered by Christie’s in its April online auction organised from New York.
Сейчас мы видим полностью виртуальные произведения искусства на блокчейне - творения NFT - включая некоторые часовые! Что вы думаете об этом явлении?
Я думаю, что до тех пор, пока существует художественное намерение, мы можем говорить об искусстве, независимо от того, является ли данный объект физическим или виртуальным, уникальным или воспроизводимым. Я помню, что такие же дебаты велись, когда в мире искусства появились видеохудожники. Почему бы не создать «исконно» виртуальное произведение искусства - особенно если его невозможно создать в физическом мире? Вспомните, например, коллаж из 5000 цифровых изображений в случае с работой Майка Винкельмана «Beeple, Everydays: Первые 5000 дней» (работа NFT, проданная за 69 миллионов долларов на аукционе Christie’s в этом году и оплаченная криптовалютой). Виртуальность открывает новые сферы художественного выражения. Но творят по-прежнему люди. Я нахожу произведение, созданное искусственным интеллектом, гораздо более разрушительным.
Интернет упраздняет границы пространства и времени. Как вы думаете, имеет ли смысл проводить продажи через определенные промежутки времени? Будет ли Christie’s в будущем проводить постоянные онлайн-продажи часов, как любая платформа электронной коммерции?
В некотором смысле мы уже идем по этому пути с ростом продаж через Интернет. В этом году мы уже организовали продажи из Гонконга, Дубая и Нью-Йорка. На самом деле, наш календарь продаж становится все более и более загруженным, за исключением, пожалуй, летних месяцев. Тем не менее, я не думаю, что мы станем постоянной платформой для продаж, как платформы электронной коммерции. Наша модель - это скорее форма «ускоренной временности»: покупатели тем более внимательны, что наши продажи проходят в течение определенного времени. Это создает оживление и интерес, позволяет нам организовывать и структурировать наши выставки и продажи, а не предлагать все «оптом», создавая изобилие, в котором наши клиенты рискуют потеряться. Наша роль куратора остается важной.
Волнение, которое вызывает физическая продажа, последние несколько секунд, когда возможно все, особенно когда участники торгов находятся в жесткой конкуренции, что также приводит к рекордам... Воспроизводится ли это в продажах, которые проходят в течение двух недель в Интернете?
Один из ключей к успеху физических продаж действительно заключается в том, что вы должны принимать решения «здесь и сейчас». Пещера Али-Бабы не открыта постоянно, иначе она потеряла бы свою ценность. Это одна из причин, почему мы по-прежнему твердо верим в ценность престижных физических продаж. В то же время, мы наблюдаем этот феномен и в Интернете: даже если продажа проходит в течение двух недель, а не пятнадцати минут, последние мгновения могут быть такими же оживленными, как если бы вы физически находились в аукционном зале! Это эффект «шприца», с концентрацией ставок в конце срока.
«Один из ключей к успеху физических продаж заключается в том, что решение нужно принимать»здесь и сейчас«. Тем не менее, подобный эффект можно наблюдать и в Интернете».
- One of the highlights of Christie’s New York spring sale was a Patek Philippe chronograph ref. 1463 in 18K yellow gold, also signed by Tiffany & Co.
Отличается ли оцифровка продаж часов от оцифровки других категорий коллекционных предметов?
Что очень поразительно в часовой индустрии, так это отсутствие реальной разницы в профиле физических и онлайн-покупателей. В обоих случаях более 80% покупателей - мужчины, а средний возраст практически одинаков: 47-48 лет. Основная возрастная группа в обоих случаях - 34-45 лет. Следует также отметить, что на 55-64-летних приходится большая доля покупок, чем на 25-34-летних, и это касается также онлайн-продаж. Даже люди старше 75 лет проявляют большую активность в цифровых продажах.
В других категориях, например, в ювелирных изделиях, разница гораздо больше, и онлайн-пользователи моложе. Любители часов, похоже, хорошо связаны друг с другом, независимо от их возраста. Прежде всего, Интернет является грозным инструментом для привлечения новых клиентов, которые составляют более 40% участников каждой из наших продаж. В глобальном масштабе существует огромный потенциал: В Пекине сейчас больше миллиардеров, чем в Нью-Йорке. Создаются новые состояния, и наша задача - сопровождать их от потребления до коллекционирования«.»Что очень поразительно в часах по сравнению с другими категориями коллекционных предметов, так это отсутствие реальной разницы в профиле очных и онлайн-покупателей".