тоя на перекрестке этих двух миров, Жан-Кристоф Бабен, бывший СЕО TAG Heuer и с 2013 г. глава часового и ювелирного отдела Bulgari (а также парфюмерии и отелей), преуспел с панацеей, зарядив энергией Bulgari как часового производителя и одновременно подтвердив свой статус «THE jeweleller» (ювелир). Мы поговорили с ним.
Europa Star: Исторически сложилось так, что Bulgari была прежде всего ювелирным брендом. Теперь это и производитель часов. Как сложилось такое развитие?
Жан-Кристоф Бабен: Bulgari продавала ювелирные часы с самого начала, особенно в 1920-х годах. Затем в 1940 г. появились первые Serpenti, а в 1955 г. - браслеты Tubogas. Но диверсификация в настоящее часовое дело происходило постепенно в Bulgari. Она родилась из очень простых наблюдений: в 1970-х годах, особенно в Италии, женщины еще не были интегрированы в мир труда, как сегодня. Ювелирные изделия покупали мужчины, которые приходили в бутики со своими женами и скучали. Для них там ничего не было.
Так появились самые первые Bulgari Roma, в качестве небольшого дополнительного подарка, которым человек мог побаловать себя в ожидании. Впервые выпущенные в 1975 году, эти удивительные цифровые кварцевые часы были авангардными в то время, сочетая классический дизайн с электронным бьющимся сердцем. Затем появились первые Bulgari-Bulgari в 1977 году, аналоговые, но все еще кварцевые.
- Жан-Кристоф Бабен возглавляет Bulgari с 2013.
Не вдаваясь в подробности, мужской часовой и часовой опыт в целом развивался очень постепенно в компании Bulgari, которая основала Bulgari Time в Швейцарии в 1980 году. Но именно с приобретением Gérald Genta и Daniel Roth, а затем и нескольких поставщиков компонентов, мастерство Bulgari в часовом движении начало ускоряться. Первый механический ход, разработанный, изготовленный и собранный собственными силами, был выпущен в 2010 году.
«Именно с приобретением Gérald Genta и Daniel Roth, а затем и нескольких поставщиков компонентов, мастерство Bulgari в области часового механизма начало ускоряться. Первый механический ход, разработанный, изготовленный и собранный собственными силами, был выпущен в 2010 г.».
- Цифровые Bulgari Roma, 1975
Но изготовление украшений, по сути, записано в ДНК Bulgari. Как компания перешла к производству мужских часов, которые так радикально отличаются от привычных кодов напыления, цвета и сочетания материалов Bulgari?
Bulgari всегда была одержима дизайном, это часть ее «итальянской» ДНК, так сказать. Что повлияло на нас прямо с выпуском Octo в 2012 г., так это не ювелирные украшения, а великое архитектурное искусство, которое можно увидеть по всему Риму, в кессонных, медовых потолках базилик Максенция и Константина, и в Пантеоне. Речь шла об изяществе и стабильности, архитектурной актуальности и гармонии. Благодаря своему ювелирному происхождению, Bulgari на протяжении столетия является мастером часового дизайна.
Разница пришла с постепенным овладением часовой механикой. Octo Finissimo родился в результате слияния этих двух областей знаний. Что касается Serpenti, то это символ Bulgari по всему миру, в часах, ювелирных изделиях, сумках и т.д.. Это гламур в сочетании с чем-то древним и сернистым. Он несет в себе все стилистическое наследие, характерное для Bulgari.
- Кольцо B.Zero1, созданое из вдохновения формой римского Колизея и кессонным потолком Пантеона.
«Ювелирные украшения основаны на интуитивном чувстве, и ими управляют пары. Украшение - это видение двух людей, того, кто его носит, и того, кто на него смотрит».
Итак, два параллельных источника вдохновения - ювелирные изделия и, скажем, архитектура, а также два разных ценовых сегмента. Разве это не две несовместимые территории?
Напротив, я не вижу ничего несовместимого в предложении доступных часов в то же время, как и очень эксклюзивных часов. Возьмем последний пример: раньше не было часов Bulgari ниже Bulgari Roma по цене 5600 швейцарских франков. В ценовом диапазоне от 2500 до 5000 швейцарских франков ничего не было. Алюминиевые часы, выпущенные прошлой осенью, являются усовершенствованной версией модели 1998 года. При цене в 4000 швейцарских франков она расширяет нашу клиентскую базу и открывает ее для миллениалов.
Уже несколько лет швейцарское часовое производство находится в тупике. Мы немного встряхиваемся, предлагая универсальный дизайнерский продукт с сильными кодами, в черно-белом цвете - часы, напоминающие о современном стиле жизни.
- Bulgari Aluminium, украшающий самолет Alitalia, в 2000 году на страницах Europa Star.
- Алюминиевая коллекция перевыпущена Bulgari в прошлом году.
«Я не вижу ничего несовместимого в том, чтобы предлагать доступные часы в то же время, как и очень эксклюзивные часы.»
Ювелир ближе к моде и высокому стилю, чем часовщик. Сезонность важнее. Важно ли прислушиваться к клиенту?
Ювелирные украшения - это личная, интимная вещь, даже больше, чем часы. Времена года проходят, мода меняется, покупатели выражают свои вкусы. Ювелиры в своих бутиках одержимы сервисом, тем, что сегодня мы называем «клиентским опытом». Ювелиры держат ухо востро и реагируют на конкретные пожелания.
Приведу пример, который не имеет ничего общего с часовым или ювелирным искусством, но все связано с обратным откликом. В наших бутиках комнатным ароматом был аромат зеленого чая, который мы хранили во фляжках. Покупателям понравился запах этого «сервиса», и они вернулись, чтобы спросить нас, можно ли его купить. Поэтому мы упаковали его в симпатичные маленькие бутылочки, и Thé Vert стал одним из наших бестселлеров. Алюминиевые часы, изготовленные в рекордно короткие сроки в разгар пандемии, также появились благодаря тому, что мы прислушивались к покупателям и старались реагировать на новые потребности или желания, которые они выражали.
- Всего за несколько лет линия Octo Finissimo стала одной из редких современных икон часового дела.
Часы Serpenti заполняют пробел между часовым и ювелирным искусством. Сегодня эти два направления развиваются с разной скоростью. В то время как часовое дело находится в стагнации, ювелирные изделия работают гораздо лучше. Возможно ли количественно определить их соответствующие значения?
Очень трудно дать количественную оценку. Но, по моим оценкам, общая стоимость международных брендов в сочетании с общей стоимостью крупных региональных брендов, например, Chow Tai Fook, составляет почти четверть от стоимости ювелирных изделий [примерно 50-60 миллиардов долларов].
Ювелирные украшения растут очень органично, это следует за демографическими показателями. Ювелирные украшения основаны на интуитивном восприятии. Украшение - это видение двух людей, того, кто его носит, и того, кто на него смотрит. Их рост также обусловлен массовым притоком женщин на рынок труда, что привело к их экономической независимости. Эта новая покупательная способность также изменила сам акт покупки.
- Часы Serpenti Scaglie 2-оборотные из 18-каратного розового золота с бриллиантами и сапфирами
“Serpenti - символ Bulgari, в часах, ювелирных изделиях, сумках и т.д.. Это гламур в сочетании с чем-то древним и сернистым."
Но при этом подавляющее значение имеет независимый ювелир, будь то маленький, средний или даже национальный...
Рынок, который раньше был в основном локальным, стал значительно фрагментированным. Сначала вы покупаете украшения в местном районе, потом в поездке, потом в магазине беспошлинной торговли, в универмаге в чужой столице и так далее. Это сувенир, импульсная покупка, романтическая глупость, праздник...
Соседские ювелиры постепенно теряют свое опорное значение, которое они когда-то имели. Раньше это был вопрос доверия, привычки или даже традиции. Но теперь, с этой фрагментарностью, с путешествиями, доверие перешло к брендам. И в нашей области понятие доверия очень важно.
«Соседские ювелиры постепенно теряют референтное значение, которое они когда-то имели. Теперь, с этой фрагментарностью, с путешествиями, доверие перешло к брендам».
Разные места, страны и культуры все еще имеют свои характерные вкусы или стили?
В ценовом диапазоне от 3 000 до 15 000 евро, между одной культурой и другой, а также между одной страной и другой выбор весьма схож. Во всем мире бренды также формируют покупателей. Мы принимаем идентичные коды почти везде. Различия, конечно, существуют, и мы иногда разрабатываем конкретные коллекции, подходящие для одного региона, но это довольно редкое явление. В зависимости от страны мы добавляем или вычитаем ссылки.
Есть одно единственное исключение: Индия. Индия остается непроницаемой. Ювелирные традиции там очень сильны, и тысячелетней давности. Даже золото там отличается, его обрабатывают в 24 карата. Веками из индийской земли добывались самые сказочные алмазы. Индийская ювелирная традиция поистине древняя. И с модой то же самое. Попросив выбрать между западной одеждой высокой моды и сказочным сари, индийская женщина не подумает дважды.
«Мы принимаем одинаковые кодексы почти везде. Есть одно единственное исключение: Индия. Индия остается непроницаемой. Ювелирные традиции там очень сильны, и тысячелетней давности».
LVMH, группа, к которой Вы принадлежите, только что купила Tiffany & Co.. Какие последствия это будет иметь для Bulgari?
Эта покупка, и давайте не будем забывать и о Chaumet, делает LVMH ведущей мировой группой по производству ювелирных изделий, как это уже происходит в сфере моды, парфюмерии и шампанского. Что касается нас, мы абсолютно дополняем Tiffany & Co. Они занимают другие области, нежели наша. Стилистически мы очень разные и наши области конкуренции немногочисленны.
Компания Tiffany & Co. хорошо известна качеством и широтой серебряной гаммы и, конечно же, очень интернациональна, но она прочно закрепилась в США, на долю которых приходится 45 процентов ее продаж. Bulgari работает только с драгоценными металлами, за некоторыми редкими исключениями, и наша клиентская база в основном в Европе и Азии. Исторически наш первый филиал был открыт в Японии. Кроме того, на протяжении более 25 лет мы широко представлены в Китае, а также на Ближнем Востоке.
Я бы сказал, что сегодня консолидация в этом секторе завершена. Жребий брошен. Остается вопрос: преуспеют ли крупные китайские ювелиры в процветании помимо своей очень сильной региональной базы и станут ли они международными? Это открытый вопрос. Но для всего этого сектор и торговля все еще доступны. Более того, некоторые средние группы, такие как Messika, например, делают это очень хорошо. Новым игрокам легче появиться в ювелирном деле, чем в производстве роскошных часов, которое требует гораздо более сложного и разнообразного опыта.
«Насколько мы понимаем, мы абсолютно дополняем Tiffany & Co... Они занимают другие области, нежели наши. Стилистически мы очень разные, и наши области конкуренции немногочисленны».
- Изготовленная ограниченной серией из 50 экземпляров, модель Divas’ Dream Peacock Dischi оснащена циферблатом из маркетри с натуральным павлиновым пером. Бриллианты Divas’ Dream Peacock Diamonds украшены павлиньим мотивом на перламутровом фоне.
Какое влияние оказывает цифровая революция на ювелирные изделия?
На глобальном уровне это все еще ничтожно мало. И привычки сильно варьируются в зависимости от региона. Например, испанцы массово покупают онлайн, в то время как итальянцы гораздо более колеблются и покупают только 5% своих покупок онлайн. Различия не только культурны, они также зависят от таких факторов, как доверие и существующая логистика. Тем не менее, я думаю, что в целом мы можем достичь уровня онлайн-продаж в 15-20 процентов".