овая штаб-квартира Swatch — здание исключительное. Для его архитектора, Шигеру Бан, это проэкт всей его жизни, как признается сам лауреат Притцкеровской премии 2014 (архитектурный Нобель). Строительство здания подчеркнуло уже долгую историю сотрудничества японского архитектора с Swatch Group, для которой он спроектировал культовое здание в Гинзде (Токио) в 2004 году, и тесное сотрудничество, которое было крайне важно для успеха такой конструкции.
Его словам можно верить, потому что здание — если его можно назвать таковым — необыкновенной красоты и обеспечивает исключительную рабочую среду, выделяя, с архитектурной точки зрения, особенный имидж Swatch. Оно охватывает внешнюю и внутреннюю сторону в одну широкую рептильную форму, у которой голова установилась на второе, более низкое, здание, размещающее музеи Omega и Swatch.
Архитектурные линии переплетены в органическое целое. Животное, длиной в 240 м и шириной до 35 м, должно своей волнистой формой строению костей в деревянную сетку. Она состоит из 4,600 балок — каждая имеет определенную форму и точное местонахождение. Балки смоделированы одна за другой в 3D. И если вместо бетона или стали было выбрано дерево, то это по целому ряду причин — проблема устойчивого развития и экологии, звуковое качество, жара, «Швейцарские ценности» — а также, потому что дерево позволяет разрезы высокой точности: конструкция такого типа, несмотря на размеры, должна быть скорректирована до миллиметра.
Змея — символ возрождения. Хватит ли этого для восстановления Swatch, который, по данным Швейцарского общественного телевидения RTS, продал от трех до семи миллионов часов в 2018 году, по сравнению с 15-20 миллионами в свою прибыльную эпоху.
Фасад — опять-таки, можно сказать, этой единственной, но почти сразу знакомой формы — состоит из 2800 элементов в виде сот, чьи непрозрачные, полупрозрачные или прозрачные ячейки напоминают чешуйчатую кожу мифической рептилии. Некоторые из этих элементов открываются (в случае дыма), в то время как другие являются полупрозрачными и имеют форму наполненных воздухом подушек, или вовсе, изготовлены из прозрачного стекла. Местами проецируется балкон (для курящих).
Интерьер, состоящий из нескольких шахматных платформ, обеспечивает как успокаивающий, так и головокружительный вид. Вы чувствуете поглощение в огромный и обширный деревянный кокон. Офисы с открытой планировкой, занимающие четыре этажа площадью в 25 000 м², без возможности постоянного взаимодействия между различными творческими, организационными, техническими и логистическими отделами, предлагают огромные, но, тем не менее, теплые и разнообразные рабочие места. Акустика, которой способствует присутствие дерева, кажется превосходной и позволяет тихие дискуссии даже в этом широко открытом пространстве.
Змей, наконец, опирается на другое здание, также спроектированное Шигеру Бан, Cité du Temps. Здесь, на первом этаже, находится музей Omega, на втором — музей Swatch и на четвертом — конференц-зал имени Николя Дж. Хайека, комната эллиптической формы, способная вместить до 400 человек («зарезервировано исключительно для Swatch Group», уточняется в официальном пресс-релизе).
Удав в неспокойных водах
Ирония в том, что инаугурация превосходного здания, строительство которого было решено почти десять лет назад, происходит именно тогда, когда Swatch переживает серьезный спад. Во время конкурса, выигранного в 2011 году вскоре после цунами, как напомнил сам Сигеру Бан, Swatch Group побил все рекорды продаж, впервые превысив отметку в 7 миллиардов швейцарских франков - рост почти на 11% по сравнению с предыдущим годом.
Но всё уже совершенно иначе. Продажи за первую половину 2019 года снизились почти на 4%. Что касается самого Swatch, оценки варьируются, но все указывают в одном направлении. По данным Швейцарского общественного телевидения RTS, Swatch продал от трех до семи миллионов часов в 2018 году (крайне расходящаяся цифра) по сравнению с 15-20 миллионами в свою прибыльную эпоху.
- Шигеру Бан, Найла Хайек и Ник Хайек разрезают ленту.
Сам Ник Хайек признает: «Сам бренд Swatch не приносит блестящей прибыли. Но внутри Группы, например, благодаря заказам на микробатареи и микропроцессоры, он приносит прибыль в Renata и EM-Marin. Если консолидировать все это, тогда да, Swatch выгоден».
«Swatch сократился с 8500 торговых точек по всему миру в 2016 году до 5000 на сегодняшний день»
Также, Ник Хайек ссылается на различные другие факторы способствующие увлечению смешными часами начального уровня. Он больше не отмахивается от угрозы умных часов, которые постепенно, но верно, набирают силу, мимоходом отмечая, что скоро Tissot получит свои функции умных часов через внутренний ОС. Но, он также упоминает о срыве дистрибуции, подчеркивая тот факт, что Swatch снизился с 8500 торговых точек по всему миру в 2016 году до менее 5000 на сегодняшний день и, что электронная коммерция еще не компенсирует эту почти 40-процентную потерю.
- Ник Хайек на презентации Swatch Flymagic в феврале 2019 года.
Принесет ли змея удачу маленьким пластиковым часам? Поможет ли это снова привлечь внимание?
Конечно, здание не может сделать все и его не достаточно для того, чтобы переломить ситуацию. Но, как мы видели в Политехнической школе Лозанны, Учебный центр Rolex, также своего рода «внутренний ландшафт» с органическими формами, созданный другой японской фирмой (агентство SANAA), поспособствовал поднятию школы на более высокий уровень международного признания. Змея — символ возрождения. Будущее покажет нам степень её силы.